При заключении договора страхования Страховщик, как правило, четко определяет порядок действий при каждом конкретном страховом случае. Стандартные процедуры предусматривают в первую очередь незамедлительное извещение компетентных органов о случившемся (ДТП – ГИБДД, пожар – пожарная служба, кража – милиция и т.д.). Все расходы по спасанию груза и уменьшению убытков во время аварии оплачиваются Страхователем, и позже включаются в расчет суммы выплаты сообразно условиям договора.
Если повреждения груза обнаруживаются по окончании перевозки в момент приемки груза в конечном пункте – все фиксируется в акте осмотра застрахованного груза в присутствии администрации вокзала, базы или порта, представителей Страхователя или Выгодоприобретателя, и если возможно, представителей Страховщика.
Во всех случаях, как только становится возможно Страхователь обязан известить Страховщика об аварии. Многие страховые компании требуют немедленного извещения в круглосуточный call-центр, телефоны которого указываются в страховом полисе. Это имеет особое значение, когда речь идет о международных перевозках. Звонок в call-центр аналогичен звонку в сервисную компанию при туристическом страховании. При страховании грузов не редко также действует механизм сервисной поддержки при международных перевозках. Это облегчает процесс оформления документов в иностранных государствах.
Осмотр поврежденного имущества и оценка ущерба производится партнерами страховой компании. Оценщики и их контакты с представительствами по всей стране также часто являются неотъемлемой частью договора страхования. Если авария произошла в местности, где присутствие экспертов от страховой компании невозможно, то сторона, заинтересованная в получении выплаты, самостоятельно находит экспертов и оплачивает их услуги. Но в этом случае, лучше все же дополнительно уведомить Страховщика о предпринимаемых действиях, и собрать все документы, подтверждающие расходы на оценку.
В итоге у Страхователя или Выгодоприобретателя должен сформироваться полный пакет документов, подтверждающих факт свершения страхового случая и экспертные заключения о размере причиненного ущерба. Если какие-то из этих документов оформлялись за рубежом на иностранном языке, то официальный перевод осуществляется Заявителем за свой счет.
Полный пакет документов на выплату включает в себя следующие документы:
1. заявление Страхователя и страховой полис (договор); 2. товарно-транспортные накладные, коносаменты, фактуры и счета, чартер-партии и другие перевозочные документы, если по содержанию этих документов Страхователь имеет право распоряжения застрахованным грузом; 3. постановление о возбуждении уголовного дела компетентными органами по факту нанесения ущерба застрахованному грузу (если имеется состав преступления); 4. коммерческий акт; 5. морской протест и выписка из судового журнала (при морских перевозках); 6. акт экспертизы компетентных органов с указанием причины страхового случая и акт осмотра застрахованного груза аварийным комиссаром; 7. расчет ущерба (диспаша); 8. оправдательные документы на произведенные расходы; 9. документы, составленные согласно законам или обычаям того места, где определялся ущерб; 10. достоверные сведения о времени выхода перевозочного средства из пункта отправления, а также о неприбытии перевозочного средства в пункт назначения в срок, установленный для признания перевозочного средства пропавшим без вести.
После сбора всех документов страховая компания в оговоренный срок принимает решение о выплате и составляет страховой акт. Время для принятия решения указывается в правилах страхования и зависит от типа транспортной перевозки. После принятия решения в течение 7-10 банковских дней производится страховая выплата. В целом процесс урегулирования убытка может достигать 1 года, если расследование обстоятельств аварии, установление причин требует значительных временных затрат.