Страхование грузов. Ч.1. О комбинациях страховых рисков
Страхование грузов. Ч.1. О комбинациях страховых рисков
27.08.2009
Преодолевая расстояния в тысячи километров по воздуху, суше и воде, груз каждый момент рискует быть поврежден или уничтожен. Аварии во время грузоперевозки наносят существенный ущерб собственнику груза, и зачастую, не только прямыми материальными потерями. Любая авария, даже самая незначительная, оборачивается дополнительными расходами по ее устранению. Все это давно стало причиной появления такого вида страхования, как страхование грузов. Исторически это был один из первых видов страхования, когда страховой фонд формировался на случай кораблекрушения или нападения пиратов в эпоху расцвета Вест-индской компании в Великобритании. Сегодня страхование грузов предполагает страховую защиту в нескольких вариантах. Во-первых, это полный пакет, называемый страхование «с ответственностью за все риски». В этом случае страховыми событиями признаются все факты пропажи, гибели или повреждения всего или части груза по любым причинам. Кроме этого в страховую выплату включаются все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, уменьшению убытка и установлению его размера, а также убытки, расходы и взносы по общей аварии. Под общей аварией в страховании грузов понимается авария при морской перевозке, когда убытки возникают и у собственника груза, и у собственника судна и у команды, его эксплуатирующей, и все расходы по спасанию имущества делятся на этих участников. Второй стандартный пакет рисков это «с ответственностью за частную аварию». Это самое распространенное покрытие предполагает возмещение всех убытков, связанных с гибелью и повреждением всего или части груза в результате конкретно оговоренных событий. Например, перечень может выглядеть так:
- крушение, столкновение с любым внешним предметом; - посадка судна на мель, выброс на берег, затопление, опрокидывание или сход с рельсов перевозочного средства; - пропажа без вести груза вместе с перевозочным средством; - огонь, взрыв на перевозочном средстве или вблизи него; - падение груза при погрузке, выгрузке или укладке и при заправке перевозочного средства топливом; - подмочка груза забортной водой, при тушении пожара или вследствие мер, принятых для спасания груза; - смытие волной и выбрасывание за борт; - стихийные бедствия.
Плюс в покрытие также входят необходимые расходы по спасанию груза, уменьшению убытка и установлению его размера, и расходы и взносы по общей аварии Вариант страхования «без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения» предполагает выплаты только в случае полной гибели груза по любым причинам, а его повреждение покрывается только в случае крушения транспортного средства. Убытки по общей аварии и расходы по спасанию груза снова входят в покрытие. Дополнительной опцией ко всем пакетам, за исключением «ответственности за все риски», может стать ответственность страховика на период хранения груза в местах его перегрузки с одного транспорта на другой. Во всей случаях страховая сумма определяется равной стоимости грузов, а на тариф повлияют такие факторы как: 1. тип груза (чем легче груз бьется и повреждается, тем выше будет тариф); 2. вид транспортной перевозки и ее дальность. Дороже всего стоит страхование автоперевозок, видимо сказывается ситуация на наших дорогах; 3. наличие в маршруте перегрузок с одного транспорта на другой и хранения на складах в местах перегрузок; 4. наличие охраны и сопровождения груза позволит снизить тариф; 5. наличие франшизы в договоре страхования также позволит сэкономить до 10%. Сотрудничество Страхователя и Страховщика может быть разовым, когда оформляется договор на одну грузоперевозку. Если потребность в страховании грузов имеется постоянно, то заключается генеральный договор страхования на 1 год, где согласовываются условия, маршруты, типы грузов и тарифы. А каждая отправка груза сопровождается отдельным документом – бордеро, где фиксируются характеристики текущей партии груза. При оптовом страховании грузов Страховщики предоставляют существенные скидки.