Неудовлетворительную работу автостраховщиков по ОСАГО еще хоть как-то можно понять: государство установило жесткие рамки стоимости полисов, и страховщикам приходится всячески изворачиваться, дабы не работать себе в убыток. Иное дело каско: владелец платит довольно приличные деньги (5–12% от стоимости автомобиля) и по идее должен быть уверен в том, что страховая компания возьмет на себя все расходы по устранению последствий ДТП. Однако проблемы могут возникнуть – и при обязательном, и при добровольном страховании.
СИТУАЦИЯ 1
Страховая компания оценивает ущерб автомобиля в гораздо меньшую сумму, чем реально обошелся ремонт, и отказывается оплачивать клиенту разницу, ссылаясь на расчеты своих экспертов.
ПАВЕЛ КУРБАТОВ Начальник управления урегулирования убытков страховой компании "Согласие"
"Действительно, стоимость ремонта транспортного средства по оценке независимой экспертизы зачастую оказывается ниже той суммы, в которую он реально встает. Во-первых, стоимость заменяемых деталей, поврежденных в результате ДТП, страховщик рассчитывает с учетом их износа. Во-вторых, за основу при этом берутся средние цены запасных частей и ремонтных работ в конкретном регионе".
ОЛЬГА РЫБАКОВА Начальник департамента урегулирования убытков "КонтактСтрахование"
"Если вы не согласны с оценкой экспертов, действующих по поручению страховой компании, то можете провести собственную независимую экспертизу за свои деньги. Если повторная экспертиза оценит ущерб выше, обращайтесь в суд. В случае положительного решения расходы по проведению независимой экспертизы также лягут на плечи страховщика".
СИТУАЦИЯ 2
Каско на новую машину не оформлено. В нее врезается автомобиль, у владельца которого не оказалось полиса ОСАГО. Кто возместит ущерб?
МАРИЯ МАЛЬКОВСКАЯ Директор по страхованию и бизнес-развитию ОАО "ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ"
"Если виновник аварии не имел при себе полиса ОСАГО (например забыл дома или потерял), но его автогражданская ответственность была застрахована, обращаться нужно в его страховую компанию. Как и том случае, когда за рулем сидел человек, который не был вписан в полис, например родственник владельца автомобиля (в этом случае страховщик имеет право регрессного требования к виновнику). Если полис ОСАГО не был оформлен, все расходы несет причинитель вреда лично".
СИТУАЦИЯ 3
Все необходимые документы поданы в страховую компанию месяц назад, но решение до сих пор не принято. Страховщик обещает дать ответ на следующей неделе, но каждый раз переносит дату.
МАРИЯ МАЛЬКОВСКАЯ
"Прежде всего необходимо подать письменную претензию на имя президента компании или генерального директора с вопросом о сроках выплаты. Если это не подействует, спустя месяц можно обращаться в суд. В исковом заявлении не забудьте потребовать уплату неустойки в соответствии с Законом об ОСАГО в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы ущерба за каждый день просрочки. В настоящее время ставка рефинансирования – 10,5%, следовательно, ставка для неустойки – 0,14%".
СИТУАЦИЯ 4
В полученной справке из ГИБДД об аварии не указаны некоторые детали, о повреждении которых владельцу сообщили в сервисе. Страховая компания отказывается брать на себя расходы по их замене. Правомерны ли ее действия?
ОЛЬГА РЫБАКОВА
"Все зависит от характера повреждений. Если речь идет о скрытых повреждениях, обнаружить которые невозможно без разборки автомобиля или применения специальных устройств (стенда сход-развала, стапеля и т. д.), то они подлежат возмещению. Другое дело – наружные повреждения: вмятины или царапины на кузове, трещины на стекле. Если сотрудник ГИБДД их не зафиксировал, то платить вам за них не будут. Где гарантия, что это не следы от предыдущей аварии, за которую хозяин машины уже получил деньги, но потратил их не по назначению?"
СИТУАЦИЯ 5
В результате небольшой аварии автомобилю причинен ущерб, который владелец навскидку оценил в 20 000 руб. Извещение о ДТП пострадавший и виновник аварии составили на месте, без вызова сотрудников ДПС. Страховая компания выплатила 18 000 руб. Но в сервисе обнаружили скрытые повреждения и взяли за ремонт 42 000 руб. Можно ли добиться доплаты от страховой компании?
ПАВЕЛ КУРБАТОВ
"По закону об ОСАГО механизм Европротокола (без вызова представителей ГИБДД) возможен лишь в случае, если участники ДТП единогласно установили виновника и согласны с размером ущерба, который не должен превышать 25 000 руб. Поэтому в данном случае, приняв решение не вызывать ГИБДД, пострадавший автоматически ограничил объем выплаты суммой в 25 000 руб. Так что максимальная доплата, на которую можно в этом случае рассчитывать, составляет 7000 руб.".
СИТУАЦИЯ 6
В машину въехал автомобиль, в котором никого не было: видимо, водитель, покидая машину, забыл поставить ее на ручник либо сам ручник не сработал. Участники ДТП оформили документы и передали в страховую компанию. Дело было рассмотрено, потерпевшему назвали сумму страховой выплаты. Не дожидаясь перечисления денег, он отремонтировал автомобиль за свой счет. Но вскоре пришло официальное письмо с отказом в выплате на основании того, что в момент аварии автомобиль виновника им не управлялся, поэтому данное ДТП не является страховым случаем и согласно закону об ОСАГО страховая компания ответственности не несет.
ПАВЕЛ КУРБАТОВ
"Не поставив автомобиль на ручной тормоз либо не позаботившись об исправности тормоза, владелец нарушил правила эксплуатации транспортного средства. В результате машина, покатившись, нанесла ущерб другому транспортному средству. В данном случае виновник несет полную ответственность за причиненный ущерб. Суд должен принять этот аргумент и вынести решение в пользу страхователя".
СИТУАЦИЯ 7
Полис был оформлен с ошибкой (неверно указан VIN-код), и на этом основании страховая компания отказала в выплате по ДТП.
ПАВЕЛ КУРБАТОВ
"Ошибка в VIN-коде не является критичной, если по остальным данным можно идентифицировать автомобиль как транспортное средство, которое было принято на страхование. Другое дело, если такую идентификацию провести невозможно, например в полисе и заявлении кроме неверно указанного VIN-кода были допущены ошибки в написании номеров агрегатов. В этом случае вопрос следует решать в судебном порядке. Чтобы избежать подобных проблем, страхователю нужно проверять правильность персональных данных и данных автомобиля при оформлении полиса. Если ошибка обнаружена позже, нужно сразу обратиться в офис страховой компании с просьбой внести исправления".
СИТУАЦИЯ 8
Страховая компания выдала направление на ремонт к официальному дилеру, у которого срок поставки деталей затягивается. Необходимые запчасти есть в свободной продаже в магазинах. Можно ли приобрести их за свой счет и передать в сервис, получив деньги от страховой компании?
ОЛЬГА РЫБАКОВА
"Скорее всего нет. Направление на ремонт, как правило, включает в себя полный комплекс услуг, в том числе и приобретение запасных частей. Кроме того, самостоятельно покупать запчасти невыгодно для самого клиента, поскольку станция техобслуживания дилера не может дать гарантии на такие детали и работы с их использованием".
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ВЫБИРАЙТЕ СТРАХОВЩИКА ТЩАТЕЛЬНО, используя рейтинги надежности, например по версии авторитетного рейтингового агентства НРА, а также рекомендации знакомых. Нелишне также заглянуть в черный список, составляемый Российским союзом автостраховщиков (РСА). Ориентироваться только на отзывы частных лиц не стоит. Как правило, у большинства компаний примерно одинаковое соотношение положительных и отрицательных отзывов. При этом самые крупные компании лидируют по числу упоминаний в интернете.
ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ ПРАВИЛА СТРАХОВАНИЯ, не стесняйтесь задавать вопросы по нечетко сформулированным пунктам. Тем самым при наступлении страхового случая вы сэкономите время, деньги и нервы.
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ЗАПИСЫВАЙТЕ ВРЕМЯ звонка и имя сотрудника, с которым говорили. Это может пригодиться в суде, например, при доказательстве того, что вас намеренно ввели в заблуждение.