Картина на омском страховом рынке нерадужная. Общая тенденция начала 2009 года продолжается по сей день: сборы страховщиков уменьшаются, а выплаты растут, что говорит об увеличении убыточности страховых компаний. Если в общероссийском масштабе страховой рынок уже оправился от кризиса, во всяком случае, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 5,8%, то в Омске наблюдается общее снижение сборов почти на 30% (с учетом ОМС). За 6 месяцев 2010 года омские страховщики собрали 1,6 млрд рублей, а в прошлом году – 2,3 млрд рублей. Это, по мнению экспертов «КВ», связано с нестабильной экономической ситуацией в нашем регионе. У омских предприятий и физлиц хватает средств только на то, чтобы удовлетворить первичные потребности – им не до страхования. Сборы по рыночным – добровольным видам страхования снизились, и их доля в общем объеме премий продолжает уменьшаться. Особенно заметно уменьшились сборы по имущественному страхованию – в два раза (за 6 месяцев 2010 года – 600 млн рублей, а в прошлом году – 1,3 млрд рублей). Хотя Игорь Пушкарь уверен, что пожар в гипермаркете «Геомарт», случившийся 20 июля и полностью уничтоживший магазин, должен простимулировать держателей крупного бизнеса к страхованию их имущества.
Лидеры рынка
В Омске на сегодня работают 92 страховые компании. Среди лидеров по-прежнему «Росгосстрах-Сибирь», ВСК, «РЕСО-Гарантия», АСКО. Эти компании, за исключением ВСК, показали небольшой прирост за счет того, что ориентированы в первую очередь на сильную агентскую сеть. ВСК, ориентированная в основном на банковский сектор, за последние 5 лет, наверное, первый раз показала снижение объемов за полгода. В первую двадцатку лидеров рынка вошли страховщики, которые раньше показывали менее заметные результаты, например, очень сильно удивила компания «Согласие», показав 400% роста. В «Согласии» сменился собственник, потому, как считают эксперты, видимо, изменился и подход к страхованию.
– «Росстрах» показал двукратное увеличение сборов, вероятно, за счет того, что предлагает агентам очень лояльные условия по комиссии и тарифы снижает. Хотя, на мой взгляд, демпинговая политика очень рискованна. Может так случиться, что компания не сумеет выполнить свои обязательства по всем заключенным договорам, – считает Станислав Хомяков.
Что касается «Росгосстраха-Сибири», то сборы по обязательному страхованию у компании выросли на 10% (почти 15 млн рублей).
– Видимо, все-таки увеличили комиссию для агентов – в первом квартале она была вообще нулевой, а теперь сделали максимальную комиссию в районах области. Однако компания потеряла 10% сборов по рыночным видам – это автокредитные и ипотечные договоры, – прокомментировал Станислав Хомяков.
Кэптивные компании тоже показали падение более чем в два раза, в частности, «Транснефть» – если кризис в головной компании, то кризис и в дочерних. Эксперты «КВ» уверены, что в ближайшее время на нашем рынке не произойдет какого-то рывка. Скорее всего, такой, как сейчас, вялотекущий процесс будет продолжаться еще долго. Единственное, ожидается увеличение количества обязательных видов страхования. Например, Сергей Шойгу сейчас активно пытается обязать жителей частного сектора, а также владельцев опасных объектов страховать ответственность от пожаров. Такие законопроекты, по мнению экспертов, способны всколыхнуть рынок так же, как в свое время ОСАГО.
Калифы на час
С треском с вершины таблицы вылетели кэптивные страховщики – ЖАСО-М и «Агрострахование-Сибирь», которые не один год блистали показателями по страховым сборам. Они и их клиенты – многие крупные сельхозпредприятия области – в данный момент находятся в списке подозреваемых по трем уголовным делам. «КВ» писали, что недавно правоохранительным органам совместно с ТУ Росфиннадзора в Омской области удалось вскрыть крупную мошенническую схему, действовавшую в Омской области с 2004 года. Были установлены факты фиктивного страхования сельхозпроизводителей от неурожая для незаконного получения субсидий из госбюджета. А в конце августа, как сообщили «КВ» в тюменском офисе ЗАО «ЖАСО-М», омский филиал компании был ликвидирован, а его руководитель Дмитрий Ратников уволен.
По мнению экспертов «КВ», в этом нет ничего удивительного, ведь ЖАСО-М и «Агрострахование-Сибирь» были так называемыми калифами на час – занимались только сельхозстрахованием и не развивали рыночные виды страхования. Как правило, такие компании не отличаются стабильностью и перспектив у них нет по сравнению с универсальными страховщиками, которые из года в год расширяют перечень своих услуг.
– Эти компании не могли оставаться долго на рынке. Они – выскочки, которые не имели ни истории, ни страховых традиций. Они были созданы исключительно под распил бюджетных денег. Пока следственные органы разобрались в этих криминальных схемах, данным страховщикам удалось насобирать немало денег, – считает Пушкарь.
– Радует, что Омская область все-таки смогла победить схемное страхование посевов. На сегодня нормального классического агрострахования в нашем регионе пока всего 2–3% от всего, что страхуют, – поделился Хомяков.
В попытке заработать и сэкономить многие страховщики, по словам экспертов «КВ», все чаще прибегают к «серым» схемам не только в агростраховании, но и в страховании жизни, добровольном медицинском страховании (ДМС). Страховые компании лишь имитируют страхование для того, чтобы уменьшить налоговые отчисления того или иного дружественного предприятия и получить за это вознаграждение. Например, медучреждение платит меньше налогов, если проводит поступившие средства не как доход от платных медуслуг, а как отчисления, поступившие по полисам ДМС.
Федералы поглотили местных на рынке ОМС
«КВ» писали, что 21 мая текущего года московская компания ОАО «РОСНО-МС» купила местную омскую компанию ЗАО «МСК «Астормед» (образованная в 1994 году, одна из первых в Омске начала работать на рынке ОМС и долгое время являлась лидером по страховым сборам). По мнению Пушкаря, это совершенно нормальный процесс поглощения мелких региональных страховщиков крупными федеральными. Когда на рынке было вольно и можно было заниматься более интересными, рыночными проектами, то сферу ОМС никто и не трогал. Почему и продержались столь долго на рынке местные омские компании, которые занимались ОМС, в сфере имущественного и личного страхования федералы гораздо быстрее вытеснили местных. А сейчас, когда конкуренция ужесточилась, федералы взялись и за рынок ОМС – появились «Росгосстрах-Медицина», РОСНО-МС, «Югория» в 2007 году купила омскую «АСКО-Заботу». Если ранее преимуществом местных страховых компаний было наличие тесных связей с местными медучреждениями, то сейчас и федералы уже освоились в этом плане.
– ОМС в России – это очень выгодный вид страхования для страховщиков, потому что он безрисковый. Это неуклюжая, мало похожая на страхование система, страховщики в ней выполняют лишь функции расчетно-кассовых центров – берут деньги от Фонда ОМС и перераспределяют их, за комиссию, между лечебными учреждениями. Здесь страховщик никогда не будет в убытке, – пояснил Пушкарь.
Сегодня на омском рынке ОМС не осталось ни одной местной компании.
Занижаются выплаты
ОСАГО – один из немногих видов страхования, где есть положительная динамика (за 6 месяцев 2010 года омские страховщики собрали 459 млн рублей, а за аналогичный период 2009 года – 448 млн рублей). Надо помнить, однако, что данная динамика зависит исключительно от количества автомобилей – автопарк прирастает, хотя медленнее, чем в предыдущие годы, когда было активное автокредитование. Омск по-прежнему является банковской провинцией. По данным Игоря Пушкаря и Алексея Алгазина, страховые компании в массовом порядке не выполняют своих обязательств перед страхователями как по ОСАГО, так и по многим другим видам – необоснованно занижают выплаты, задерживают их. Если раньше это были редкие явления, то сейчас буквально в каждом суде ежедневно в качестве ответчиков выступают десятки страховщиков.
– Выплаты через суд становятся обычаем делового оборота для страховщиков. Если раньше в суде решались действительно спорные моменты отказов в выплатах, то теперь – абсолютно все, даже откровенно необоснованные. Это, конечно же, не повышает доверия к страховым компаниям, – считает Пушкарь.
По его словам, в программах страховщиков, которые высчитывают стоимость восстановительного ремонта автомобиля, заложены некорректные цены – ниже, чем есть на самом деле в Омске:
– Многие директора омских филиалов говорят мне, что им самим стыдно называть своим клиентам те суммы выплат, которые высчитывает Москва. Страховщики таким образом минимизируют свои затраты. Если раньше они занижали выплаты на 2–3%, то сейчас – на 10–15%, надеясь на то, что страхователь не пойдет разбираться в суд.