Страховая розница в последние 10 лет была, безусловно, и главным драйвером роста компаний, и главной головной их болью. С одной стороны, за счет ритейла можно было очень быстро нарастить объемы бизнеса (чаще всего для того, чтобы потом дороже продаться), с другой – ритейл фактически уже давно «в минусе» с точки зрения финансового результата. Впрочем, это характерно не только для России – во многих странах те же моторные риски балансируют на грани нулевой рентабельности, периодически проваливаясь в отрицательную.
Кризис сначала даже усилил этот эффект: резко подскочили убытки, а приток новых взносов, напротив, сильно упал, и многие страховщики испытали «шок убыточности» в 2009 году. Некоторым из компаний этот шок стоил жизни (точнее – лицензии).
Корпоративные же виды всегда были, напротив, низкоубыточными, позволяли «разбавить» портфель розницы. Маржа по корпоративным видам перекрывала убытки по ритейлу, универсальные компании поэтому имели гораздо более приличные финансовые показатели, чем специализирующиеся на рознице. Внезапно мы заметили перелом тренда на рынке: возможно, в скором времени розничное страхование в России станет прибыльнее, чем корпоративное. В ритейле растут страховые тарифы и начинает падать убыточность, а в корпоративе, напротив, тарифы падают, а убыточность резко растет. Почему так происходит?
Розницу покинули небольшие страховые компании, которые хотели захватить этот рынок с помощью демпинга, но из-за кризиса не справились с управлением и разрывами ликвидности и перестали платить по своим обязательствам и/или лишились лицензии. После этого на рынке выросла доля крупных компаний, которые работают вдолгую и не гонятся за объемами. Лидеры рынка начали повышать тарифы на массовые виды страхования. Это привело к тому, что убыточность на этом рынке стабилизировалась, и именно он скоро станет сегментом, где страховщики начнут зарабатывать и получать положительную маржу.
Комбинированный коэффициент убыточности в рознице (показывает реальную прибыльность от страховых операций, это суммы выплат за период, расходов включая комиссии и изменения страховых резервов), который до кризиса постоянно рос и достиг на пике 107% в среднем по рынку, теперь начинает падать и стремится к 100% и, возможно, скоро опустится и ниже. Особенно если страховщики из топ-20 продолжат увеличивать тарифы.
В корпоративном страховании другая тенденция – там резко усилилась конкуренция, особенно ценовая. А ведь казалось, что именно в этом секторе демпинг невозможен – из-за высоких потенциальных рисков клиенты должны оценивать рейтинги страховщиков, их устойчивость и качество услуг. Ценовая борьба началась из-за того, что в 2009 г. промышленные компании резко сократили бюджеты на страхование. Страховщики, особенно средние, в попытке отхватить клиента и переделить рынок начали снижать тарифы до цифр, которые уже не покрывают уровень риска. Если такое недальновидное поведение продолжится, то корпоративный сектор станет убыточным и с этими компаниями произойдет то же самое, что и с их ритейловыми коллегами. Сейчас комбинированная убыточность корпоративного страхования находится в районе 93%, но тарифы падают так быстро, что уже к концу года этот коэффициент впервые в истории рынка может подскочить выше 100%.
Но будем надеяться, что этого не случится – демпинг продлится не более двух лет, в течение которых произойдет передел рынка, а в дальнейшем корпоративный сектор снова превратится в прибыльный. Клиенты будут делать выбор исходя прежде всего не из тарифа, а из качества страховой услуги и надежности страховщика, и эти решения будут приниматься профессиональными риск-менеджерами. Павел Самиев, заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА»