Росгосстрах видит точки роста в страховании имущества, автокаско, ДМС
Росгосстрах видит точки роста в страховании имущества, автокаско, ДМС
17.09.2010
Росгосстрах прогнозирует в скором будущем восстановление застывших в кризис таких видов страхования, как автокаско, добровольное медстрахование (ДМС) и страхование имущества. При этом компания продолжит гнуть свою линию в деле развития страхования жизни, ожидая оживления и в этом сегменте рынка. О планах компании и о ситуации в страховом секторе рассказал в интервью «Интерфаксу» вице-президент компании «Росгосстрах» Владимир Нечепа.
– Какова посткризисная ситуация на рынке? Сбылись ли основные опасения? Где наметились основные точки роста?
– В ближайшей перспективе самыми востребованными видами страхования будут автокаско, добровольное медицинское страхование и имущественное страхование. В последние годы локомотивом рынка устойчиво является автокаско. Я не говорю об ОСАГО, так как это обязательный вид страхования. Думаю, что автокаско по-прежнему будет самым покупаемым видом страхования. На втором месте – ДМС за счет средств предприятий. В самом начале кризиса были опасения, что многие программы ДМС будут свернуты, этого, к счастью, не произошло. Большого падения мы не увидели, хотя и было некоторое уменьшение темпов.
– Каковы ваши прогнозы на будущий год?
– Что касается перспектив следующего года, я не думаю, что он будет существенно отличаться от года нынешнего. Думаю, так же в 2011 году будет востребованным имущественное страхование граждан, страхование строений, квартир, домашнего имущества в них. По разным опросам, от 15% до 20% граждан на вопрос «что бы вы желали застраховать» отвечают «имущество». Мы хотим, чтобы доля желающих была больше. И надеюсь, что более активное движение в этом направлении будет.
– Ваша компания анонсировала рывок в направлении развития страхования жизни, не помешал ли кризис этим планам?
– По итогам первого полугодия 2010 года доля взносов по страхованию жизни в общих сборах Росгосстраха составляет чуть более 3%. И это при том, что Росгосстрах лидирует на этом рынке. Между тем, перспективы страхования жизни в стране очень большие. Думаю, что во многом потенциал будет реализован после принятия необходимых нормативно-правовых документов, которые, к примеру, дадут налоговые льготы участникам страхования жизни. Сейчас об этом активно идет разговор.
– Как обстоит дело с вашим портфелем по страхованию жизни?
– Мы растем не в противовес рынку, мы растем на принципах, на которых рынок не развивается. В целом российский рынок за первое полугодие 2010 года вырос на 5%, мы же по региональной сети растем более чем на 20%, что вселяет определенный оптимизм. Несмотря на то что большинство страховых компаний сворачивают программы по страхованию жизни, теряют и клиентов, и сборы, мы показываем очень хорошие темпы роста по страхованию жизни. Они равны 137–140%. И это при том, что сегодня нельзя сказать о каком-то устойчивом спросе на страховые услуги. К сожалению, те кризисные явления, которые мы отчетливо видели в последнее время, еще не ушли. Во многом успешные результаты я объясняются усилиями самой страховой компании, той большой работой, которая проводилась в компании по развитию персонала, по внедрению новых, доступных программ, по введению новой мотивации. Страхователей у нас, по последним данным, более 25 млн.
– Подстегивают ли рынок слияний-поглощений новые требования к уставному капиталу страховщиков?
– Скорее всего, основные сделки по слиянию-поглощению на первом этапе завершены. Единственное, что обеспечит дальнейшую консолидацию рынка, это большие проблемы, которые связаны с реализацией страховыми компания закона об ОСАГО. Большинство компаний по причине высокой убыточности, а не только из-за требований регулятора по размеру уставного капитала, уходят с рынка. Очень трудно развивать страхование, особенно в небольших региональных компаниях, когда доля обязательной «автогражданки» в их портфеле составляет чуть ли не 100%. И то, что убыточность по этому виду страхования будет снижаться, – в это никто не верит. Очевидно также, что в ближайшее время, скорее всего, не будет принято решение об увеличении базового тарифа по ОСАГО. В этой ситуации сложно выживать. Мы видим тенденции по приобретению небольших региональных компаний. Возможно, будут какие-то инициативы по объединению страховых компаний. И это правильно. Очень важно, чтобы на рынке остались сильные игроки.
– Что будет происходить с рынком ОСАГО, если тариф не увеличится?
– Многие компании уходят с рынка по-английски, не считая нужным выплачивать страховое возмещение. Российский союз автостраховщиков (РСА) весь погружен в урегулирование претензий граждан по этим компаниям. По-моему, около 50 компаний, которые начинали работать с «автогражданкой» в 2003 году, уже покинули этот рынок. Это огромнейшая финансовая ответственность. В этом году, по некоторым данным, это около 8 млрд рублей, их которых значительная часть ложится на нас. Мы как лидер рынка (наша доля по «автогражданке» сейчас достигла 37%) также участвуем в погашении этого так называемого «страхования», которое было у этих компаний. По сути, расплачиваемся за них.
– В вашей компании произошло объединение региональных «дочек», стоит ли ждать каких-то новшеств для клиентов и сотрудников?
– Росгосстрах в ближайшее время внедрит во всех офисах продаж систему анкетирования клиентов. Появятся специальные ящички, в которые клиент при покупке полиса или получении возмещения убытков будет опускать заполненную им анкету. По результатам этого анкетирования мы будем делать выводы о качестве обслуживания в этой точке продаж. Это будет один из критериев оценки работы наших менеджеров, на основании которых мы будем принимать решение о премировании сотрудников.