В сентябре вступили в силу Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденные постановлением правительства РФ от 24 мая 2010 г. №361. Это первый нормативно-правовой документ, помимо Правил страхования, который определяет расчет убытков при повреждении автомобиля в ДТП.
Согласно Закону об ОСАГО потерпевшему, чье имущество повреждено в ДТП, возмещаются расходы на материалы и запчасти для восстановительного ремонта. Весной этого года в Закон об ОСАГО были внесены изменения, установившие, что размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене. «Эти изменения устранили противоречие между Законом об ОСАГО и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», – отмечает Юлия Бадалян, эксперт службы Правового консалтинга «Гарант».
Аналогичные положения были установлены Правилами страхования и ранее, однако в отсутствие нормы Закона об ОСАГО, ограничивающей размер страховой выплаты, они противоречили федеральному законодательству и не применялись судами.
Постановление №361 установило формулы расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте, а также порядок их применения. При расчете указанных величин учитывается износ комплектующих изделий. Постановлением определены формулы расчета износа различных деталей транспортного средства – кузова, шины, аккумуляторной батареи, комплектующих изделий, изготовленных из пластмассы, а также формула расчета износа остальных деталей. «Для расчета износа используются коэффициенты, учитывающие влияние на износ изделия его возраста и величины пробега транспортного средства. Они приведены в приложении к постановлению №361», – говорит Юлия Бадалян.
Износ учитываемых в расчетах деталей не может превышать 80 процентов. Кроме того, постановлением №361 предусмотрен ряд исключений. Например, износ не считается на некоторые детали, узлы и агрегаты, при неисправности которых запрещается движение транспортных средств. В частности, износ не распространяется на подушки и ремни безопасности и комплектующие изделия, при неисправности которых запрещается движение транспортных средств, а подтверждение соответствия должно осуществляться в форме обязательной сертификации. Перечень таких неисправностей утвержден постановлением правительства от 23 октября 1993 г. №1090, а список продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден постановлением правительства от 1 декабря 2009 г. №982. Номенклатуру деталей, узлов и агрегатов, для которых устанавливается нулевое значение износа, должно утвердить Министерство транспорта РФ, пока она не одобрена.
Материал, из которого изготовлены детали, также влияет на расчет их износа. Так, например, износ для пластиковых и металлических деталей будет считаться по-разному. Кроме того, правила определяют, как считать износ деталей, которые когда-либо уже были заменены.
Многое зависит от того, где конкретно произведен автомобиль. На первом месте – машины из Страны восходящего солнца. Японские машины будут терять в цене медленнее всего. На втором – европейские иномарки. Любопытно, что последнее место по износу автомобилей заняла российская продукция. И это после всех тех усилий, которые власти предпринимают для подъема отечественного автопрома. Кстати, под отечественными подразумеваются и иномарки, сделанные в России. За десять лет эксплуатации российская легковушка потеряет в цене более половины своей первоначальной стоимости.
Правда, даже благодаря постановлению №361 невозможно с точностью до рубля посчитать, сколько потребуется на ремонт поврежденного автомобиля. «Для применения установленного постановлением №361 порядка расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств необходимо формирование и распространение информационного обеспечения – ряда номенклатур, перечней, справочных и нормативных данных о транспортных средствах, комплектующих изделиях, материалах, запасных частях. Порядок формирования указанных материалов определяется Министерством транспорта РФ», – указывает Юлия Бадалян.
Однако пока они отсутствуют, и, похоже, ждать их утверждения нам придется еще долго. А тем временем страховщики при расчете страхового возмещения будут по-прежнему пользоваться лишь им одним понятными методиками.