Если в докризисный период российский страховой рынок интересовали в первую очередь возможности роста, то сейчас особое внимание уделяется вопросам управления стоимостью и эффективностью.
На российском рынке насчитывается около 700 страховых компаний, главенствующую роль в отрасли играют 20–30 крупных игроков. Среди них – иностранные транснациональные компании, имеющие подразделения по всему миру и многонациональный штат сотрудников, частные компании с устойчивым балансом, принадлежащие крупным собственникам, и ряд компаний, контролируемых государством, которые стремятся расширить свою долю рынка и повысить эффективность деятельности. Страховщикам среднего эшелона очень трудно конкурировать с лидерами по уровню производственных издержек, сетевой инфраструктуре и опыту применения новейших маркетинговых технологий. Доля страхования жизни остается очень низкой и составляет всего лишь 5% от общего объема рынка. Некоторые виды имущественного страхования и виды страхования иные, чем страхование жизни, также недостаточно развиты и требуют дальнейшего продвижения на рынке.
В послекризисный период рынок постепенно возвращается на уровень 2008 г. По оценкам аналитиков, объем страховых премий достигнет уровня трехлетней давности не ранее чем к 2011 г.
В условиях сужающегося рынка небольшие страховые компании, которые не могут пользоваться преимуществами экономии масштаба, сталкиваются с жесткой конкуренцией. Следовательно, по мере развития российского страхового рынка можно будет наблюдать появление на нем «верхушки» в виде нескольких крупных и высокорентабельных страховых компаний и группы нишевых игроков, занимающихся банковским страхованием (bancassurance), которые будут специализироваться на работе только с отдельными видами страхования.
С учетом этого неудивительно, что в среднесрочной перспективе на российском страховом рынке будет усиливаться тенденция к консолидации. Помимо этого страховые компании все активнее занимаются вопросами повышения рентабельности. Так, многие из них считают оптимизацию расходов и операционную эффективность своими главными стратегическими приоритетами.
Следует отметить желание компаний установить у себя интегрированные информационные системы с полным региональным охватом, которые позволяют снизить уровень ручного ввода данных и неавтоматизированных процессов. Внедрение таких систем поможет улучшить качество ценообразования и андеррайтинга, что является насущным вопросом для отрасли на фоне обострения ценовой конкуренции в сегодняшней сложной экономической обстановке.
В сложившейся ситуации одной из ключевых задач является повышение эффективности операционной деятельности. С приходом иностранных транснациональных компаний в страховом бизнесе появились новейшие методики и технологии. Особую важность в последнее время для большинства участников рынка приобрело совершенствование системы управления рисками, позволяющей снижать уровень страхового мошенничества, валютный риск и контролировать несоблюдение требований к достаточности капитала, основанных на риске.
Что касается сделок слияния и поглощения, их количество должно вырасти ближе к концу года, главным образом за счет активности международных компаний, которые еще только выходят на российский рынок. Хотя регулирование вопросов, связанных непосредственно с управлением рисками, не является первоочередной задачей в России, общая нормативно-правовая база страхового дела продолжает развиваться и совершенствоваться. Так, с 1 января 2012 г. повышается минимальный размер уставного капитала страховых компаний, о чем объявила Федеральная служба страхового надзора (ФССН).
В целях усиления защиты прав потребителей ФССН также ужесточает законодательство, касающееся банкротства страховых компаний, и вводит жесткие санкции за несоблюдение установленных требований.
От того, как пойдет процесс консолидации на внутреннем рынке и смогут ли российские страховые компании повысить операционную эффективность и качество управления рисками, зависит, сумеют ли они удержать свои позиции на российском рынке и на рынках ближнего и дальнего зарубежья.
В заключение следует сказать, что хотя до конца 2010 года объем страховых премий вряд ли восстановится до прежнего уровня, продолжающаяся реструктуризация рынка открывает новые перспективы для российского страхового сектора, создавая условия для его дальнейшего развития и совершенствования. А.Квинтон, руководитель практики по работе с компаниями страхового рынка КПМГ в России и СНГ