Рынок обязательной «автогражданки» продолжает восстанавливаться после кризиса, о чем свидетельствует его рост. Так, по итогам 9 месяцев текущего года автостраховищки собрали премию на сумму 68,1 млрд рублей, что на 7,7% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Впрочем, за это время увеличился и показатель уровня выплат, который составил около 56,8% против 55,7% за три квартала 2009 года.
Российский союз автостраховщиков (РСА) обнародовал предварительные данные по итогам работы компаний, имеющих лицензии на ОСАГО. За январь-сентябрь суммарная премия составила 68,1 млрд рублей против 63,2 годом ранее. Таким образом, объем поступлений увеличился на 7,7%. Правда, докризисные темпы роста еще не достигнуты – в 2008 году этот показатель составлял 13,1%. В тройку лидеров вошли компании Росгосстрах, «РЕСО-Гарантия» и «Спасские ворота».
«Рост сборов премий по ОСАГО неудивителен. На сегодняшний день на автомобильном рынке и в секторе кредитования зафиксировано оживление. Оба сегмента экономики уже показывают заметный рост, а в силу действующего законодательства, будь то старое или новое транспортное средство, при первичной или повторной продаже оно подлежит страхованию в рамках закона по ОСАГО», – говорит начальник отдела маркетинга страховой компании «Россия» Мария Гуляева. «Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в сентябре 2010 года по сравнению с тем же месяцем 2009 года выросли на 55%, всего за месяц было продано 185,9 тысячи автомобилей, о чем свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса. Всего за первые три квартала этого года было продано 1,3 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 18% больше, чем годом ранее», – добавляет гендиректор страховой группы «Генезис» Виктор Юн.
По словам Марии Гуляевой, второй фактор, оказавший влияние на положительную динамику рассматриваемого сегмента страхования, – это постепенное повышение уровня благосостояния населения. «В период кризиса и в первом полугодии текущего года население было вынуждено отказаться как от использования самого транспортного средства в силу нехватки денежных средств, так и от услуги страхования как таковой. В целом по рынку в те периоды было отмечено повышение доли договоров с неполным периодом использования автомобиля, по информации в СМИ, в ряде регионов часть населения вообще на свой страх и риск эксплуатировала транспортное средство без договора ОСАГО. Сегодня ситуация меняется, но говорить о полном восстановлении рынка я бы пока не спешила», – отмечает Мария Гуляева.
Вместе с ростом премии увеличились и выплаты, которые по итогам 9 месяцев равнялись 38,6 млрд рублей. Если говорить про уровень выплат, то за январь-сентябрь он составил 56,8% против 55,7% годом ранее. В 2008 году этот показатель составлял 55,4%. На убыточность влияют постоянный рост стоимости как новых, так и подержанных транспортных средств и запчастей к ним, увеличение стоимости услуг нестраховых посредников и факт присутствия на рынке мошенничества.
«Уровень убыточности, на мой взгляд, уже достиг критической отметки. Однако это нельзя отследить по статистике, потому что она не учитывает выплаты РСА по обязательствам компаний, покинувших рынок», – подчеркивает Виктор Юн. «Если все останется как есть и тарифы не будут повышены, то примерно через год ситуация станет абсолютно критической, когда заниматься ОСАГО добропорядочным страховщикам станет невозможно. Однако есть надежда, что тарифы будут повышены», – надеется генеральный директор страховой группы «Межрегионгарант» Евгений Потапов. «При сохранении текущих условий достижения уровня убыточности по ОСАГО критической отметки можно ожидать уже по итогам I полугодия 2011 года, но, принимая во внимание уже известные и возможные изменения в законодательстве, этот вопрос остается открытым», – отмечает Мария Гуляева.
По мнению экспертов, до конца текущего года рынок сохранит набранный темп и продолжит расти. Это обусловлено как восстановлением автомобильного и кредитного рынков, ростом благосостояния населения, так и достаточно ярко выраженной сезонностью данной страховой услуги. Что касается следующих периодов – вопрос сложный. Безусловно, рынок будет развиваться, кроме того, немаловажную роль здесь сыграют и государственные органы. Предполагаемое изменение в части расширения лимитов ответственности и повышения тарифной ставки также послужит толчком к дальнейшему подъему, но здесь же возникает и риск возможного саботирования со стороны населения, считает представитель компании «Россия».
По словам Евгения Потапова, есть два сценария дальнейшего развития событий. «Первый: если тарифы поднимут до должного уровня, то рынок будет дальше развиваться и выполнять возложенную на него задачу – гарантировать в определенных пределах возмещение ущерба причиненного участником дорожного движения. Второй вариант: тарифы не меняются – отказ добропорядочных компаний от участия в ОСАГО. И в ближайшей перспективе произойдет полное истощение гарантийного фонда РСА, прекращение выплат и, собственно, окончание истории с названием «ОСАГО», – отмечает он. «В целом же, учитывая текущую ситуацию – без учета возможного существенного повышения тарифов, – мы бы не стали ставить планку по росту рынка в 2011 году по отношению к текущему более чем на 10–12%, при этом динамика роста выплат будет заметно выше», – резюмирует Мария Гуляева.