распечататьвернуться к просмотру
при печати этот блок будет скрыт
  • Главная
  • Новости
  • Ущерб страховщиков от гибели спутников «ГЛОНАСС-М» оценивается в $90 млн, он ляжет на западных перестраховщиков
Ущерб страховщиков от гибели спутников «ГЛОНАСС-М» оценивается в $90 млн, он ляжет на западных перестраховщиков

08.12.2010

Совокупный ущерб страховых компаний в связи с гибелью трех навигационных спутников «ГЛОНАСС-М» может достигать $90 млн. Такую оценку привел один из опрошенных агентством «Интерфакс-АФИ» экспертов по страхованию космических рисков.

Как сообщил «Интерфаксу-АВН» источник в воскресенье, ущерб от неудачного запуска трех навигационных спутников «ГЛОНАСС-М» может составить несколько миллиардов рублей. «Космические запуски обычно страхуются. Сегодняшнее ЧП наверняка относится к страховому случаю. Думаю, ущерб может составить несколько миллиардов рублей», – сказал собеседник агентства.

Он отметил, что в эту сумму входит стоимость трех навигационных аппаратов и ракеты-носителя. «Стоимость западных спутников этого класса составляет порядка $100–200 млн за один аппарат. Наши спутники стоят намного дешевле – тем не менее, в целом стоимость трех аппаратов составляет несколько миллиардов рублей», – сообщил специалист.

Опрос представителей страховых компаний относительно страхования спутников и порядка возмещения ущерба, проведенный агентством «Интерфакс-АФИ», показал, что об этих событиях специалисты говорят крайне неохотно, параметры договоров страхования мало кому известны.

Участники опроса сходятся в том, что все три спутника могли быть застрахованы в маленькой московской компании «Страховой центр «Спутник» с уставным капиталом 37 млн рублей (по состоянию на дату 1 июля 2010 года). Удивительно, но тендера по выбору страховщика для страхования таких огромных рисков Роскосмос не проводил.

Кому отдали «пас»

По мнению представителей Российской ассоциации авиакосмических страховщиков (РААКС), риски трех спутников «ГЛОНАСС-М» «могли быть перестрахованы на внутреннем рынке РФ силами 6–7 сильных компаний.

Между тем, как показал опрос, крупных компаний в этом пуле нет. В нем нет ни «АльфаСтрахования», ни СОГАЗа, ни Росгосстраха, ни ВСК, ни РОСНО (впрочем, последняя компания никогда не принимает риски, связанные с космосом), ни «Русского страхового центра» (РСЦ), ни «УралСиба». Правда, в числе перестраховщиков ответственности организаторов запуска называют «Ингосстрах», «Юнити Ре» и РСЦ.

Однако, как уточнили в «Ингосстрахе», отвечая на вопрос агентства, компания перестраховывала часть рисков, принятых СЦ «Спутник», связанных с ответственностью при транспортировке ракет до Байконура, также перестраховывались риски повреждения стартовой установки. На этих этапах подготовки к запуску все прошло гладко. Ответственность организаторов запуска перестраховывала наряду с «Ингосстрахом» компания «Юнити Ре» (входит в группу «РЕСО-Гарантия») и, как утверждают участники рынка, РСЦ.

Каких страховщиков настигли убытки спутников «ГЛОНАСС-М»

Некоторые эксперты в ходе обсуждения темы высказали предположение, что в перестраховании рисков могли участвовать небольшие российские перестраховочные компании. Если выплаты лягут на эту категорию участников внутреннего перестраховочного рынка, то они просто могут их разорить, отметили специалисты. В пользу этой версии приводился аргумент, что «при строительстве российских спутников использовались секретные российские технологии. А перестраховщикам слишком глубоко все надо показать, чтобы они могли оценить степень рисков». Крайние сторонники такой версии полагают, что спутники вообще не были застрахованы и ущерб ляжет на государство.

Однако, как показывает углубленный анализ полученной информации, на самом деле риски спутников Роскосмоса были переданы на западный перестраховочный рынок. «Вряд ли представители такой организации, как Роскосмос, передавая риски в страхование СЦ «Спутник», не поинтересовались судьбой размещенных рисков», – предположил один из экспертов. «Кроме того, внутренний рынок перестрахования в РФ принять такие риски и не смог бы», – добавил он.

Названия западных перестраховщиков могут быть названы только Роскосмосом, подчеркнул эксперт.

Другой эксперт по страхованию космических рисков согласился с коллегой. В ходе беседы с корреспондентом агентства «Интерфакс-АФИ» он заявил: «Мне определенно известно, что риски спутников системы «ГЛОНАСС-М» передавались на Запад в перестрахование, причем не по одному каналу».

Заговор молчания вокруг этого убытка, по мнению эксперта, скорее всего, «свидетельствует о нежелании прямого страховщика распространяться на эту тему на фоне начатого антикоррупционного расследования».

Ранее сообщалось, что президент РФ Дмитрий Медведев потребовал провести проверку утраты трех спутников группировки «ГЛОНАСС» и представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему.

Какая судьба уготована «Спутнику» – страховщику?

В Страховом центре «Спутник» агентству «Интерфакс-АФИ» сообщили, что руководитель компании Дмитрий Медведчиков находится в недельной командировке и никто, кроме него, не способен дать комментарий по данному страховому событию. Пресс-службы в компании нет.

«Придавит» ли этот убыток прямого страховщика? Все будет зависеть от того, какую долю риска по страхованию каско спутников компания оставила на собственном удержании, считает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова.

«Даже если прямой страховщик, соблюдая действующие нормы законодательства, оставил на удержании до 10% риска по страхованию спутников, сумма ответственности компании может составить под 300 млн рублей (из расчета $90 млн ущерба на три спутника – прим. ИФ-АФИ ). Это немало для страховщика, сборы страховых премий которого за 9 месяцев 2010 года составили 179 млн рублей», – отметила она.

Сборы СЦ «Спутник» за первое полугодие равнялись 83,2 млн рублей. Выплаты страховщика за 9 месяцев года вообще были нулевыми – это сказочный результат, считает А.Долгополова.

Прибыль до налогообложения СЦ «Спутник» по итогам первого полугодия 2010 года составила 55 тыс. рублей, по данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН) РФ. Компания с активами в размере 69,6 млн рублей (на 1 июля) занимала 547-е место среди российских страховщиков по этому показателю.

Однако могло выйти так, что компания «Спутник» на собственном удержании оставила один или несколько процентов рисков, тогда у нее есть шансы выйти «сухой из воды» и справиться с убытком, полагает А.Долгополова.

Домашнее задание для Росстрахнадзора

Глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль, отвечая на вопрос корреспондента агентства «Интерфакс-АФИ», заявил, что ФССН внимательно следит за расследованием последнего космического убытка.

По его словам, служба ставит вопрос принципиально и намерена изучить определенный опыт Казахстана. «В наших планах – разработка новой методики собственного удержания рисков для прямых страховщиков. Эта тема актуальна не только применительно к космическим рискам, но и к страхованию огромных рисков по госконтрактам, при страховании рисков таких серьезных компаний как, допустим, «РЖД». Такие риски оцениваются в несколько триллионов рублей и также принимаются на страхование российскими компаниями», – отметил А.Коваль.

Нет худа без добра

В итоге келейное страхование трех спутников «ГЛОНАСС-М» избавило крупные российские страховые компании от возможных выплат, однако тема отсутствия прозрачности при определении страховщика для защиты важнейших государственных рисков и системы их распределения остро обсуждается страховым сообществом.

Справедливости ради следует отметить, что тендеры по выбору страховщика на страхование космических рисков проводятся регулярно. Большие выплаты по «космосу» случаются не так уж редко.

Так, в 1998 году погиб спутник Банка России «Купон». Страховые выплаты составили $85 млн. Полная гибель телекоммуникационного спутника «Экспресс-А» в 2000 году обошлась «Ингосстраху» в $12,2 млн, гибель спутника «Экспресс-АМ11» в 2006 году – в $4,4 млн.

В 2009 году «Ингосстрах» выплатил 1,5 млрд рублей по страховому случаю со спутником «АМ-2», в 2010 году – $5 млн по индонезийскому спутнику.

Спутники нашли покой на Гавайских островах

В воскресенье с Байконура стартовала ракета-носитель «Протон-М» с тремя навигационными спутниками «ГЛОНАСС-М». Примерно через 10 минут после старта разгонный блок ДМ вместе с тремя спутниками отделился от третьей ступени ракеты-носителя. Разгонный блок должен был доставить спутники на орбиту высотой примерно 20 тыс. км, однако этого не произошло. Спутники из-за нештатной ситуации не были выведены на орбиту, аппараты утеряны и, возможно, упали в Тихом океане в районе Гавайских островов.

«По результатам анализа телеметрии установлено, что блок космических аппаратов выведен на нерасчетную орбиту», – говорится в сообщении Роскосмоса, размещенном на его сайте. «Создана комиссия по выявлению причин и порядку дальнейших действий», – отмечается в сообщении.

Вывод спутников должен был стать важным этапом для завершения формирования глобальной навигационной системы, доступной в любой точке земного шара.

Ракета-носитель «Протон-М» изготавливается в космическом центре им. Хруничева (Москва). Разгонный блок новой серии ДМ-03 разработан и производится в Ракетно-космической корпорации «Энергия» (г. Королев, Московская область).

Три космических аппарата «ГЛОНАСС-М» были предназначены для пополнения орбитальной группировки системы ГЛОНАСС.

Сейчас в орбитальной группировке ГЛОНАСС 26 спутников, из которых 20 используются по целевому назначению, четыре выведены на техобслуживание и два находятся в орбитальном резерве.

Источник: allinsurance.ru

 
Подбор надежной страховой компании
*
*




*



* - Поля, обязательные для заполнения

 

Звоните нам. 

(925)740-07-70

Без выходных 

 
По всем вопросам обращайтесь: Телефоны: +7 499 946-5337
e-mail: info@s4i.ru
создание сайта: Aplex, 2008