Страховой рынок: Только слияния помогут рынку вырасти
Страховой рынок: Только слияния помогут рынку вырасти
22.12.2010
В последние два года страховой рынок России подвергся настоящим испытаниям, связанным в первую очередь с кризисом в мировой экономике. Падение страховых взносов по итогам 2009 г. (без учета ОМС) составило около 7%, число страховых компаний, работающих на рынке, значительно сократилось. В 2010 г. наметилась тенденция к стабилизации ситуации. Ожидается, что 2011-й станет важным рубежом для страховщиков, число которых на рынке может уменьшиться примерно на четверть не только благодаря уходу с рынка слабых компаний, но и благодаря процессам слияний и поглощений, которые активизируются в ближайший год.
Рост после падения
В 2009 г. так называемый целевой рынок – т.е. все страховые сборы, кроме обязательного медицинского страхования, – уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 7% и составил 513,2 млрд руб. В первом полугодии 2010 г. темпы падения сократились, и наметившийся во втором полугодии рост позволяет рассчитывать на то, что итоги текущего года будут соизмеримы с показателями 2009 г. По нашим прогнозам, в будущем рост продолжится.
Наибольший удельный вес в общей структуре сборов в 2010 г. занимают сборы в сегментах автострахования (26,2%), страхования имущества юридических лиц (19,4%), ОСАГО (17,1%), добровольного медицинского страхования и страхования при выезде за рубеж (14,9%).
По итогам 2010 г. рост отрасли в целом будет обеспечен за счет ипотеки, ОСАГО, страхования имущества физических лиц и страхования жизни. Отрицательные темпы прироста взносов в 2010 г. отмечаются в страховании от несчастных случаев и автостраховании.
Таким образом, в 2010 г. нельзя выделить какой-то один сегмент – лидер роста, каким когда-то было ОСАГО. Можно прогнозировать, что приоритетными видами страхования в 2011 г. будут автострахование (за счет увеличения объема продаж новых автомобилей), медицинское страхование (по причине реформы ОМС и растущего интереса потребителей к вопросам, связанным с медицинским страхованием) и развитие страхования жизни. Однако явного «локомотива» роста не будет, все сегменты страхования будут расти более или менее равномерно.
Крупнее. Еще крупнее!
В 2010 г. Госдума приняла законопроект, обязывающий страховые компании увеличить минимальный уставный капитал с 30 млн руб. до 120 млн руб. Прежний лимит оставили только тем компаниям, которые занимаются исключительно медицинским страхованием. Это правило вступит в силу с 1 января 2012 г., и мелкие страховые компании должны будут или прекратить свою деятельность, или увеличить свой уставный капитал в четыре раза, либо же объединиться с более крупной структурой.
Таким образом, за счет объединения компаний и исчезновения целого ряда мелких игроков общее число страховых компаний на рынке сократится. Я полагаю, что в 2011 г. с рынка уйдут примерно 150 компаний – к окончанию первого полугодия 2010 г. их насчитывалось 650. Федеральная служба страхового надзора (ФССН) дает более жесткий прогноз, ожидая ухода с рынка до 60% страховщиков. При этом доля рынка компаний-лидеров будет расти. Эта тенденция наблюдается и сейчас: по данным Департамента аналитики и развития Insurance Information Institute Inc., страховщики, входящие в топ-10, в России занимают около 40% (против 31% в 2006 г.) рынка при общем объеме страховых сборов $30 млрд. Эти же процессы отмечаются и в остальном мире. Например, в Великобритании первая десятка страховщиков удерживает 57% рынка при общих страховых сборах в $91,6 млрд.
Таким образом, 2011-й станет годом консолидации активов компаний-лидеров и исчезновения мелких игроков. Эти процессы в России идут параллельно с аналогичными процессами на европейском рынке, где ведущие компании страхового сектора также укрупняются и занимают все большую долю бизнеса. Более того, уже существует термин «единое международное страховое пространство», которое образуют наиболее крупные мировые игроки страхового рынка.
Рецепт: слияния и поглощения
Тенденция понятна – укрупнение. Но как именно оно будет происходить?
Как показывает ситуация на рынке, на настоящий момент потенциал сделок по покупке крупными игроками более мелких страховых компаний с полной сменой владельцев уже исчерпан. В этой ситуации превалировать будут сделки слияний и поглощений (M&A), т.е. объединения бизнесов.
Кстати, на мировой арене одной из наиболее масштабных сделок в области M&A в I квартале 2010 г. стала именно сделка на страховом рынке. Это были продажи двух крупных подразделений American International Group (AIG): в начале марта британская страховая группа Prudential Plc договорилась о покупке у AIG азиатского бизнеса в сфере страхования жизни (AIA Group Ltd.) за $35,5 млрд, а неделей позже американский страховщик MetLife Inc. достиг договоренности о покупке за $15,5 млрд компании American Life Insurance Company (Alico), международного бизнеса по страхованию жизни AIG.
В 2009 г. число сделок купли-продажи страховых компаний сократилось по сравнению с 2008 г. почти в два раза. Напротив, число так называемых технических сделок M&A, в ходе которых акционеры страховых компаний не менялись, но в результате оптимизировались процессы управления страховым бизнесом, значительно выросло.
M&A: неизбежные сложности
Слияния и поглощения мелких компаний более крупными связаны с рядом сложностей. И в первую очередь это недоверие части акционеров, которые после слияния становятся миноритариями, и уход части старой команды менеджеров. Слияние как процесс всегда требует дополнительных затрат, а финансовый результат наблюдается не сразу. Возникает жесткая необходимость экономить средства.
Кроме того, процесс слияния всегда требует времени, какие-то текущие процессы и сделки могут быть приостановлены. Это приводит к потере динамики компании на рынке.
Подобных перспектив не надо бояться, к ним надо быть готовыми. И также всегда надо помнить о тех возможностях, которые открываются через некоторое время. Могу привести пример компаний «АльфаСтрахование» и «Авикос-АФЕС». Завершив процесс слияния, мы смогли наладить нашу работу таким образом, что уже в текущем году в области авиастрахования нами был заключен ряд масштабных сделок. В частности, последняя по времени – это победа «АльфаСтрахования» в тендере на право страховать гражданскую ответственность аэропорта «Домодедово».
Таким образом, сложности, с которыми сталкиваются все компании, участвующие в сделках M&A, неизбежны, но преодолимы. И трудности – не повод, чтобы отказываться от объединения с небольшой, но перспективной компанией. Тем более что аналогичные процессы идут на мировом рынке, и через 5–10 лет отечественные компании, национальный рынок могут не выдержать конкуренции с сильными мировыми игроками. Поэтому уже сегодня российским страховщикам надо начать работать над повышением качества бизнеса не только за счет оптимизации бизнес-процессов, но и за счет экстенсивного роста. В сегодняшних реалиях это не просто покупка понравившегося актива, но и присоединение к работающему бизнесу новых мощностей: команды, портфеля, технологий, которые быстро станут органичной частью новой компании. Владимир Скворцов, генеральный директор «АльфаСтрахования»
Владимир Скворцов в 1992 г. окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1992 по 1998 гг. занимал должность первого вице-президента «Ринако Плюс». В 1998 по 2002 гг. работал в инвестиционно-банковской группе «НИКойл». С 1998 по 2000 гг. – генеральный директор БК «НИКойл». С июля 2000 г. – исполнительный директор бизнес-направления инвестиционного банковского обслуживания группы «НИКойл». С мая 2002 г. – генеральный директор «АльфаСтрахования».
«АльфаСтрахование» входит в консорциум «Альфа-групп». Финансовые показатели (2009 г.): страховые сборы – 22,6 млрд руб., чистая прибыль (МСФО) – 428,88 млн руб.