«Мы знаем, как минимизировать риски и заработать в страховании»
«Мы знаем, как минимизировать риски и заработать в страховании»
23.12.2010
Из-за недобросовестных страховщиков на рынке сложилось мнение, что демпинг стал одним из главных способов интенсивного роста бизнеса в страховании. Однако на рынке есть компании, которые активно развиваются без участия в ценовых войнах. О том, как страховой компании «ВТБ Страхование» в этом году удалось увеличить объем премий, РБК daily рассказал Михаил Якунин, вице-президент, начальник управления развития дочерних финансовых компаний банка «ВТБ».
– Михаил Леонидович, в этом году СК «ВТБ Страхование» вошла в тройку наиболее динамично развивающихся компаний. За счет чего?
– Действительно, наша компания существенно увеличила объемы бизнеса, страховые премии за девять месяцев текущего года выросли до 4,1 млрд руб. по сравнению с 2,6 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Последние три года компания демонстрировала высокие темпы роста, в среднем на 50–55%, что позволило нам войти в топ-20 крупнейших страховщиков. Компания имеет сбалансированный портфель, активно развивается в высокомаржинальных сегментах страхования, в результате чистая прибыль выросла на 187%, до 891 млн руб.
Мы принципиально отказались экстенсивно развивать такой вид, как автострахование, потому что считаем его фундаментально очень тяжелым из-за высокой убыточности и демпинга, которым злоупотребляют некоторые страховщики. Такие недобросовестные компании бросают тень на весь рынок, довольно быстро набирают портфель, но рано или поздно клиенты сталкиваются с их неплатежеспособностью. В этом году мы видели подобные примеры банкротств страховых компаний, причиной которых являлось низкое качество андеррайтинга.
– На развитии каких видов страхования вы сейчас концентрируетесь?
– Мы развиваем высокодоходные направления бизнеса: страхование заемщиков от несчастных случаев, которое показало 100-процентный прирост в этом году, страхование имущества как физических, так и юридических лиц (прирост – 200%), страхование специальных рисков также считаем очень перспективным направлением.
– В этих сегментах работают многие компании, но не у всех получается увеличивать объем премий в два-три раза…
– Мы активно используем синергию с банком ВТБ24. Недавно в качестве пилотного проекта мы открыли точки продаж страховых продуктов в нескольких офисах банка. В результате мы видим, что такая точка способна приносить премии, сопоставимые с работой лучшего агента. При этом продавец в банке обходится гораздо дешевле, чем агент. В скором будущем мы планируем расширить сеть продавцов, разместив их в 200 отделениях банка.
– В какие новые сегменты страхования вы планируете выйти в 2011 году?
– Изменения законодательства в сфере страхования опасных производственных объектов, обязательного медицинского страхования заставляют нас обратить внимание на эти сегменты рынка. Возможный пересмотр тарифов по ОСАГО также повышает привлекательность этого сегмента для нас, но лишь в тех регионах, где экономика данного вида позволяет ему быть рентабельным.
– Какие каналы продаж вы планируете развивать далее?
– Мы планируем продолжить расширение собственной сети как на базе филиалов ВТБ24, так и собственных точек продаж. Мы будем сокращать число посредников – брокеров и агентов. Практика показывает, что такой канал продаж является низкодоходным или вообще убыточным. К тому же это один из самых дорогих способов реализации страховых продуктов. Сейчас доля данного канала в совокупных продажах составляет менее 20%. Мы активно развиваем прямые продажи, в том числе через Интернет, но пока в России это скорее канал маркетинговых коммуникаций, так как для оформления полиса необходимо личное присутствие.
– Планируют ли акционеры увеличивать капитал компании?
– Мы строго придерживаемся требований регулятора. Компания генерирует хорошую прибыль, и докапитализировать ее в случае повышения требований ФССН к нормативному капиталу не составит большого труда.
– Как в целом вы оцениваете ситуацию с достаточностью капитала в отрасли?
– В целом на рынке ощутим недостаток капитала. В первую очередь это связано с перекосами портфелей многих компаний в сторону автострахования и ДМС. Данные виды генерируют недостаточный уровень прибыли для поддержания нормативного капитала, это вынуждает многие компании задумываться о внешних источниках инвестиций, что ведет к консолидации отрасли.
– Вы планируете приобретать какие-либо компании?
– Мы не исключаем возможности роста за счет приобретения страховых компаний и достаточно внимательно изучаем рынок. Но пока из числа продающихся компаний мы не видим подходящей для покупки по причинам низкого качества бизнеса, активов или высокой цены. Нам важна адекватная цена и синергия с нашим бизнесом.