Омский рынок автострахования переживает не лучшие времена. По официальным данным, с начала года регион покинуло 16 компаний, а оставшиеся 95 грубо нарушают правила игры.
Судя по всему, финансовый кризис больно ударил по системе автострахования. Объем сбора платежей компаниями резко пошел на спад. Свои потери страховщики все чаще компенсируют за счет клиента, которому либо занижают выплаты, либо отказывают в них вовсе. По данным омских правозащитников, с начала года число обращений автовладельцев на недобросовестные компании выросло на 96 процентов.
Впрочем, это официальная статистика. На самом деле обманутых владельцев полисов значительно больше.
– Если еще совсем недавно в сфере страхования существовал перечень «столпов», имеющих едва ли не идеальную репутацию, то теперь этот список иссяк, – сообщил «РГ» председатель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. – Сегодня их репутация изрядно подмочена. Даже на прежде не имеющие нарекания компании идет буквально вал претензий. Дело доходит до того, что Федеральная инспекция страхового надзора вынуждена приостанавливать действие лицензий.
Система автострахования в настоящее время переживает кардинальную реструктуризацию: вчерашние флагманы в массовом порядке передают руководящие функции из регионов в столицу, наполовину занижают выплаты, крайне формально подходят к оценке ущерба.
– Если еще год назад на месте ДТП проводилось тщательное обследование пострадавших машин, то теперь его заменяет щелчок фотоаппарата, – говорит независимый автоэксперт Андрей Лоскутов. – Снимок отправляют в Москву, и уже тамошние спецы делают выводы о сумме возмещения.
– Даже судиться стало не интересно, – говорит Игорь Пушкарь. – Страховщики напрочь отказались от изысканных приемов отъема денег у клиента, и сейчас просто не платят, ничего не объясняя. В подавляющем большинстве они настолько явно не правы, что подателю иска даже не требуется адвокат. Если грамотно составлены исковые документы, суд он однозначно выиграет.
За подобный пренебрежительным отношением страховых компаний к клиенту, по мнению аналитиков, лежит холодный и точный расчет. Ведь к служителям Фемиды, как правило, обращаются далеко не все.
– Суд предполагает финансовые издержки, требует массу времени, – говорит водитель с 30-летним стажем Николай Ткачук. – Еще не факт, что ты его выиграешь у компании, реклама которой висит на каждом углу. Чем зря трепать нервы, проще отремонтировать машину самому.
Подобное мнение – далеко не единично. По данным правозащитников, лишь треть обманутых клиентов решает проблему возмещения убытков через суд. Две трети стараются избежать конфликта, а значит, потакают страховщикам. К счастью, получить деньги по суду сейчас не составляет большого труда. Благодаря лицензированию страховые фирмы не могут перерегистрироваться и сменить вывеску, поэтому рассчитываются с клиентом без проволочек.
Так или иначе, но быть добросовестным страховщиком компаниям сегодня попросту невыгодно.
– В связи с кризисом рухнул фондовый рынок, – объясняют ситуацию омские страховые менеджеры. – Этажи и акции, в которых компании хранили часть своих резервов, сейчас по сносной цене не продашь. Даже солидные клиенты, которые еще совсем недавно, не глядя, подписывали договоры о пролонгации страховки на парк своих автомобилей, сейчас от нее отказываются. Автокредитование и ипотека, обязывающие клиента, покупающего новую машину, страховать возможные риски, практически свернуто. Слабые игроки либо покидают поле, либо вливаются в ряды сильных команд. В общем, нескучно.
Иностранные инвесторы, пришедшие на отечественный рынок, чтобы завоевать почти нетронутый сегмент страхования жизни, также чешут затылок. Темпы освоения «непаханой целины» оказались черепашьими и не приносят ожидаемых дивидендов.
О наступлении смутного периода говорит и растущее число страховых мошенников. По словам Игоря Пушкаря, сегодня правозащитники вдвое активнее занимаются делами о липовых полисах и инсценировках ДТП, чем год назад.
Впрочем, оптимисты полагают, что излишне сгущать краски не стоит. Страховой рынок идет вслед за экономикой. Как только ситуация стабилизируется, он начнет вновь развиваться и восстанавливать подмоченную репутацию.
Между тем
Благодаря мартовскому увеличению тарифов на «автогражданку», полисы подорожали в среднем на пять процентов. По данным Российского союза автостраховщиков, за шесть месяцев сборы по ОСАГО превысили 40 миллиардов рублей, 57 процентов из них составили выплаты потерпевшим.