– В последнее время в СМИ участились заявления о том, что осенью возможно банкротство многих страховых компаний. Действительно, могут пострадать компании с высоким уровнем убыточности: кто «сидит» на ОСАГО, у кого в портфеле большая доля застрахованного автотранспорта. Эти факторы дают высокую убыточность. С другой стороны, важно то, по каким ценам компания продает свой продукт и какую комиссию платит своим агентам. Можно и на транспорте и ОСАГО жить хорошо, мировая история знает опыт таких компаний. На мой взгляд, самая большая проблема сейчас – демпинг. Если компания демпингует и дешево продает страхование транспорта, то это зона риска. Мы клиентам говорим: если вы где-то что-то нашли за 3 рубля, есть риск, что этих денег вы не увидите никогда.
Что же касается компаний, которые занимаются обязательным медицинским страхованием (ОМС), то мне непонятно, что с ними будет. Доказано, если у страховой компании меньше 100 тыс. застрахованных по ОМС, то ее деятельность нерентабельна. В ноль компания начинает работать с 300–500 тыс. застрахованных, свыше миллиона она чувствует себя уверенно. Поэтому есть ощущение, что компании начнут укрупняться, тем более, сейчас падают поступления в ТФОМС. Что касается добровольного медстрахования, то снижение заработных плат, социальных программ приводит к тому, что граждане и компании стали меньше тратиться на эту услугу. Но в итоге, думаю, среди этих компаний не будет банкротств, будут идти процессы присоединения и укрупнения.