Во всяком случае, такой мыслью с журналистами на встрече в агентстве «Росбалт» поделился Сергей Сушиков, начальник 22 отдела ГУВД по СПб. и Ленобласти. Эксперт, в частности, отметил, что за истекшие 8 месяцев 2009 года спад по хищениям транспортных средств достиг цифры 500–600 машин. Есть надежда, заявил Сергей Сушиков, что по итогам года статистика угонов будет приблизительно на 1000 угнанных машин меньше, чем в прошлом году, и это милиционеров радует.
Среди главных причин положительной динамики офицер ГУВД отметил слаженную работу сотрудников возглавляемого им отдела и инспекторов ГИБДД, которые совместными усилиями сумели проверить многие городские авторазборки, нарушив тем самым некогда традиционные каналы сбыта украденных автомобилей. Другой момент, заметил Сергей Сушиков, что в этом направлении «подрезан хвост» лишь тем злоумышленникам, кто специализируется преимущественно на угоне отечественных малолитражек. «Да, «Лады» моделей 21099, 2110, 2114 и 2115 угоняют по-прежнему, но уже не в том количестве, что раньше, – заявил Сергей Сушиков. – Куда больший интерес представляют дорогие иномарки, требующие куда более профессионального подхода к завладению».
Не чураются преступники остающимися который год в фаворе «немцами» (Volkswagen, Audi) и «японцами» (Toyota, Mitsubishi). Александр Мещерский, гендиректор компании Magic Systems, не видит в этом ничего удивительного: «Есть такие марки автомобилей, которые изначально непросто угоняются – например, Volvo. Что же касается наиболее часто угоняемых, скажем, Toyota, то для их взлома имеется целый арсенал средств для угона».
В свою очередь, Сергей Сушков уделил внимание другому моменту. По его словам, далеко не все автопроизводители стремятся идентифицировать автомобильные узлы, агрегаты, системы, что делает угон таких машин выгодным занятием. Как только Mercedes-Benz поменяла свое отношение к этой проблематике, модели с трехлучевой звездой на капоте стали реже попадать в сводки угоняемых и их не так часто, как раньше, сегодня можно увидеть на разборках.
Антон Рюмин, директор Департамента прямого автострахования ОАО «КИТ Финанс Страхование», проинформировал, что за весь 2008 год по линии его компании было зарегистрировано 16 угонов транспортных средств и 36 попыток угона. За 8 месяцев 2009 года цифры иные: 17 и 48 соответственно. Таким образом, подчеркнул эксперт, есть некоторое увеличение преступлений. При этом страховщик не склонен паниковать: «Сегодня ситуация куда лучше, чем, скажем, 2–3 года назад, когда угоняли по 2 автомобиля в неделю. При этом сегодня портфель страховых договоров у нас вырос в 2,1 раза, что делает ситуацию более прогнозируемой. 99% договоров каско включают риск «угон», 70% всех обратившихся к нам – водители, чьи автомобили оборудованы охранной сигнализацией и дополнительными противоугонными системами».
Иван Зверев, руководитель отдела безопасности компании «Цезарь Сателлит Северо-Запад», отметил, что еще до кризиса страховщики недостаточно внимания уделяли выплатам по риску «угон». «Страховщики нам говорили, что их мало волнует, сколько у них угоняют машин. Куда больше их интересовал поток заключаемых страховых договоров с рядовыми автовладельцами, который реально компенсировал затраты. Такой подход неизбежно приводил к тому, что требования к клиентам по установке противоугонных систем были минимальные. Сегодня же, когда продажи автомобилей и охранных комплексов резко упали, а страховые выплаты стали актуальной темой, многие СК вынуждены уделять вопросу безопасности страхуемых машин больше внимания, одновременно были увеличены тарифы».
По словам Ивана Зверева, сегодня намного меньше стало покушений на автомобили, оборудованные спутниковыми системами: «Если говорить о количестве, то это порядка 10 покушений в месяц. Считаем, что это не так много, как было. Особенно если принять во внимание парк машин, использующих наши «спутники», – около 12 тыс. автомобилей. Сегодня меньше стало угонщиков-хулиганов, это факт. А те, которых можно назвать профессионалами, уже анализируют, насколько реально угонять машины, оборудованные дорогими электронными сигнализациями».
«Если еще полгода назад купить код-грабберы злоумышленники могли относительно свободно, причем по цене 150 тыс. рублей, то сегодня эти устройства расходятся как горячие пирожки. А наиболее продвинутые модели код-грабберов уже стоят 350 тыс. рублей, – заметил Александр Мещерский. – Почему так резко выросла цена? Да потому что производители охранных систем за минувшие полгода также не стояли на месте в своем развитии, и прежние код-грабберы уже не в состоянии взломать наши системы».
Что касается стоимости самих охранных систем, они, по утверждению разработчиков и продавцов, в последнее время стали более доступными для рядовых пользователей. «Мы заметили спад в спросе на свои «спутники», – заявил Сергей Миркин, коммерческий директор компании «Андромеда». – Проанализировав ситуацию, пришли к выводу о необходимости снижения цен».
«Мы также решили идти по данному пути, – заметил Дмитрий Чухнов, и.о. директора Департамента автосистем охраны компании «Ультра Стар». – Самые популярные наши модели сигнализаций стали доступнее на 20–30%. Уже в апреле двухсторонняя система охраны стала стоить 1500 рублей, то есть почти как односторонняя». При этом все производители «противоугонок» большие надежды возлагают на модели, которые позволяют не только предотвращать сам факт угона, но и осуществлять поиск уже похищенного автомобиля. «Один из путей снижения стоимости услуг охраны связан с развитием систем, направленных на поиск машин, – заявил Иван Зверев. – Понемногу мы уходим от традиционной работы, связанной с мониторингом и диспетчерскими услугами».
Отдельно участники круглого стола остановились на вопросе страхового мошенничества. Александр Мещерский заметил, что в этом направлении наметился определенный рост: «Связано это с трудностями страховых выплат. Сегодня легко объявить автомобиль в угон и получить за него страховую выплату, при этом от угонщика получить так называемый «откат». Антон Рюмин не согласился с такой точкой зрения: «О мошенничестве очень много говорили примерно год назад, прогнозировали даже вспышку преступлений подобного рода. Но вот год прошел, а чего-то страшного мы не заметили. Да, есть прецеденты и так называемого «жесткого» мошенничества (когда оно намечается еще на стадии заключения страхового договора), и «мягкого» (когда водитель, попавший в ДТП, начинает придумывать всякие небылицы непосредственно на месте). Но говорить, что это явление приобрело массовый характер, к счастью, не приходится».