В начале минувшего лета в одной из газет писалось о том, как рекламные листки «немецкого страховщика на российском рынке» (именно так в них значилось) фирмы «ERGO-Русь» внушали ужас потенциальным клиентам, подталкивая их тем самым к заключению договоров на страхование имущества.
В этих листках говорилось о том, что «согласно данным Госпожнадзора и МЧС в Самаре ежедневно сгорают 38 квартир со средним ущербом 910000 рублей, страдают от заливов соседей и аварий еще 12 квартир, а 30 квартир подвергаются кражам». Если верить рекламе и перевести ее цифры на дома, именуемые «хрущевками», то получается, что ежедневно в Самаре выгорают без малого два подъезда таких домов. А за год в областном центре случается почти 14 тысяч пожаров, в которых сгорает около 170 «хрущевок». Цифры явно из области фантастики, причем ненаучной.
Именно поэтому такой рекламой заинтересовались в территориальном управлении Федеральной антимонопольной службы по Самарской области. И установили, что, во-первых, страховая фирма «ERGO-Русь» является не немецким страховщиком на российском рынке, а всего лишь отечественной фирмой, да еще и с другим названием – «ЭРГО-Русь». Во-вторых, согласно данным главного управления МЧС по Самарской области, в жилом секторе областного центра ежедневно происходит не 38 пожаров, а всего лишь 3–4. А учет проливов, заливов и краж ГУ МЧС, естественно, не ведет, поскольку не царское это дело.
В результате в УФАС пришли к выводу о том, что реклама распространяла сведения, не соответствующие действительности, не только о самом продавце рекламных услуг, но и о результатах учета и различных исследований, нарушая тем самым федеральный закон «О рекламе». И возбудили производство по делу по признакам нарушения этого закона РФ.
Во время рассмотрения в УФАС этого дела представители СК «ЭРГО-Русь» вертелись как ужи на раскаленной сковородке, пытаясь найти хоть какие-то оправдания. Договорились даже до того, что рекламные листки не имеют никакого отношения к Самаре, а просто являются нейтральным учебным пособием для рекламных агентов. Но никак не смогли объяснить, почему эти учебные пособия, содержащие самарские номера телефонов сотрудников фирмы, дважды в течение месяца расклеивались на домах в центре Самары.
По итогам рассмотрения этого дела страховщики, только-только начавшие делать карьеру в нашем городе, были оштрафованы на сто тысяч рублей.
И поделом, хотя размер штрафа, на мой взгляд, мог быть и повыше. Тот же УФАС, к примеру, оштрафовал на 200 тысяч рублей самарскую фирму, которая использовала в своей рекламе совершенно безобидное слово «задница», посчитав это грубейшим нарушением закона «О рекламе». Хотя это зарифмованное слово вызывало у людей отнюдь не отрицательные эмоции, а, наоборот, улыбку и приводило их в хорошее настроение. В отличие от рекламы страховщиков, которая вгоняла их в ужас.