«Попа-а-а-а-л! Вот это действительно попа-а-а-ал! И за что его так-то?» – мой знакомый, средней руки страховщик, один из нескольких десятков дельцов, «играющих» в ОСАГО как на рисковой бирже, свернул утреннюю газету, удрученный «несправедливостью» этого мира и невольно мысленно «примеряя» прочитанную невеселость на себя. Чтобы хоть как-то отогнать грустные мысли, он задумчиво отодвинул газету подальше от себя, как будто хотел вместе с ней отодвинуть подальше и наступающую действительность… мои с ним переговоры явно были сорваны.
Задуматься было о чем. Причиной печали стало известие о том, что бывшего гендиректора и собственника питерской страховой компании «Доверие» теперь принудят лично ответить по обязательствам его обанкротившегося детища в размере аж 27,6 млн рублей. Подслеповатое правосудие состоялось, даже не поинтересовавшись, есть ли они – эти заветные 27 миллионов, которые сделают Виктора Рудницкого чистым перед государством, обществом и Российским союзом автостраховщиков.
Вообще-то, обанкротившихся страховых компаний – участников рынка ОСАГО – пруд пруди. Но компания «Доверие» отличилась тем, что она не почила тихо и чинно, как это полагается приличной российской страховой компании, а просто – испарилась. Вот прям как в фильмах про гениальных мошенников-махинаторов. Пришли граждане, страждущие страховых выплат, а в ответ – тишина. И даже «мертвые с косами» не стоят.
«И за что ж его так-то?» – вот именно этот откровенный вопрос является ужасом сегодняшней ситуации, которая царит на нашем страховом рынке. Мы сами себя загнали в такую ситуацию, когда среди реальных страховщиков стали появляться откровенные жулики, которые стали прибиваться к гарантированному денежному потоку ОСАГО, заведомо превращая страхование в пирамиду. При этом, как у благородных разбойников, позиция таких чудо-страховщиков проста – мол, граждан мы не обманываем, так как граждане все равно получат свое возмещение по закону… в компенсационных фондах Российского союза автостраховщиков. А мы, мол, в стороне – ну не получился у нас бизнес – извините, граждане, просчитались, с кем не бывает! Но вот в следующий раз – будьте уверены – твердо опершись на накопленный опыт, мы, граждане, вас не подведем!
Как Илья Муромец, спокойный, большой и сильный, сидел чудо-богатырь РСА (Российский союз автостраховщиков) и терпел, в то время как его общипывали большие и малые чудо-страховщики, тихо и мирно исчезая с просторов российского страхового рынка. То, что уход страховщика ОСАГО стал обыденной ситуацией, убедиться несложно. Достаточно посмотреть ретроспективу публикаций деловой прессы о подобных исторических событиях. Когда обанкротилась в 2005 году ЗСТК («Западно-Сибирская Страховая Транспортная Компания»), пропало «Доверие» – газеты разрывались от статей, общественные деятели гневались, поминая социальную миссию страхования. Но… время шло, время было сытое, рынок – растущим на дрожжах ОСАГО и кредитного каско, а Илья Муромец – РСА – тучным и умиротворенным.
18 компаний ОСАГО должны были разориться к середине 2008 года, когда, наконец, наш Илья Муромец понял – надо слезать с печи и как-то реагировать, а для начала – как водится – поругать. Ну и вышел в свет черный список страховщиков, которые не выполняют свои обязательства, к которому присовокупили список директоров и главных бухгалтеров страховых компаний, которые «находятся в розыске». Конечно, не обошлось без перекосов – «в розыске» почему-то находились лица, в ежедневном режиме решающие проблемы своих компаний с Федеральной службой страхового надзора и РСА, туда же иногда помещались одновременно действующие и предыдущие руководители компаний. Самое прекрасное в истории с черными списками то, что некоторые его фигуранты, несмотря на свой «разыскиваемый» статус, умудрялись вновь становиться генеральными директорами, подавая о себе данные в тот же Росстрахнадзор.
Кризисный период дал серьезный ускорительный пинок всем, включая чудо-страховщиков ОСАГО. В результате только за последние 12 месяцев было отозвано 19 лицензий на право заниматься ОСАГО (всего за всю историю ОСАГО – 38, из которых, по данным РСА, ненадлежаще исполнили свои обязательства – 28).
2087553 бланка полисов ОСАГО стали достоянием черного рынка – именно по такому количеству бланков государственного образца не отчитались компании-банкроты. Даже если их продать на рынке просто как бланки для отвода глаз гаишников по розничной цене 500 рублей, то выручка составит более 1 млрд!
Рынок ОСАГО стал прекрасной подпиткой для рынка другого – криминального.
Недавно я остановился на светофоре около собственного дома, когда в задний бампер моей машины «причалил» доисторический «Мерседес», пропоров его насквозь какой-то торчащей из решетки радиатора железкой. Оформили все как надо. Спокойно, доброжелательно. Виновник предъявил полис ОСАГО, выписанный компанией «РАСО»… «Ну, мужик, удачи тебе получить денег со страховой!» – на прощание сказал он и уехал.
Я прикинул стоимость бампера, стоимость моего рабочего времени, которое я потрачу на оформление бумаг в разорившейся уже к тому времени компании, потом время на экспертизу, время на поездку в РСА, на оформление бумаг там… Я считаю, что в результате я сильно сэкономил, потратив часок на поездку в сервис и установку нового бампера за собственный счет!
Но не все себе могут такое позволить. А потому обращений в РСА за справедливым возмещением все больше и больше. Тучность нашего Ильи Муромца – РСА – стала стремительно таять. И вот понял наш герой, что еще немного – и крышка. Возопил через все возможные СМИ – мол, денег остается только до апреля следующего года! Все – пришла голодуха! А в голодное время приходится принимать решительные и реальные действия. Вот и появилось на свет историческое, прецедентное решение – взять, да и компенсировать выплаченное за испарившуюся страховую компанию «Доверие» за счет ее бывшего владельца и директора! В решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ставшего предметом гласности, на 11 страницах описаны операции, которые даже неискушенному читателю не оставят сомнений в том, что деньги из компании просто выводились, а не складывались в резервную кубышку для того, чтобы выплачивать пострадавшим (как, собственно, это задумывалось при изобретении страхования).
Значит – виноват, значит – поделом, значит – отдай 27629746 рублей и 85 копеек!
Хотя – СТОП!
Если – «поделом», если – «отдай», значит – украл? Тогда вопрос к прищурившемуся Правосудию: «А дальше что?» Потому что, если человек украл, и это доказано, тогда действительно можно праздновать Победу Справедливости. Тогда надо возбуждать уголовное дело, наказывать. Наказывать как вора и мошенника! (Ведь, действительно, сложно представить, что операции с заменой векселей, куплей-продажей ценных бумаг, недовнесением уставного капитала – это менеджерская ошибка).
А вот если господина Рудницкого никто вором и мошенником признавать не будет, тогда получается, что решили в судебном порядке отобрать более 27 миллионов у честного, но допустившего ряд менеджерских ошибок руководителя и бизнесмена! И получается, что господин Рудницкий действительно «попал»! И действительно, «за что его так-то?»
А вот это уже – прецедент другого рода! И что может получиться в результате, думаю, всем нам объяснять нужды нет.
Конечно, дело не только и не столько в мошенниках, лжестраховщиках, искателях легкой добычи – их полно везде, а в тех законах, которые позволяют допустить этих деятелей к кормушке. Сейчас в Думе находятся поправки к Закону о банкротстве, которые установят запрет на профессию, если руководство довело страховую компанию до отзыва лицензии… Может, действительно кризис несет в себе не только отрицательные, но и положительные стороны?
Вечером, перед тем как сесть писать этот пост, решил позвонить своему утреннему собеседнику – просто так, узнать, какова его обдуманная реакция на новость. Бодрость вернулась: «Да ну их! Рудницкий, небось, кому-нибудь просто дорогу перешел! А мы идем намеченным маршрутом! Сейчас еще рекламку пустим, брокеров привлечем. Нам бы еще где-нить полгодика продержаться – вообще классно будет!»