Лидеры страхового рынка не видят света в конце тоннеля
Лидеры страхового рынка не видят света в конце тоннеля
19.11.2009
Как-то года этак три назад, в поисках новогодних сюрпризов детям, мы бродили с женой по магазинам, обрастая объемными красивыми пакетами с приятными для детей излишествами. «Вот это встреча!» – мы нос к носу столкнулись с моим одноклассником, с которым не виделись лет 20. Выслушав историю его житья-бытья и услышав ожидаемое: «Ну а ты чем занимаешься?» – я скромно произнес в ответ: «Ну а я – в страховании…»
И действительно – в то время это была достаточно емкая характеристика. Золотой период отечественного страхового рынка: быть «в страховании» – это «быть в порядке»!
Наше агентство обслуживало около десятка страховщиков. Мы с воодушевлением, не кривя душой, рассказывали широкой общественности о том, какие они надежные и замечательные – эти страховщики, о том, что любой порядочный и здравомыслящий человек должен иметь страховой полис, а лучше не один… и т.д., и т.д., и т.д.
Народ с радостью соглашался, пасуя лишь перед обилием выбора компаний и продуктов. А посему одним из самых распространенных деловых вопросов знакомых и друзей был вопрос: какую компанию выбрать? Я отвечал с радостью и уверенностью в том, что потом не придется краснеть за свой совет.
Одноклассник мой не стал исключением. И, так как мы никогда с ним не были особенно близки, то в последние годы он так и звонил мне – ровно 4 раза в год, перед тем как у него заканчивался очередной страховой полис, с вопросом о том, где же ему стоит застраховаться на следующий период.
В этом году он позвонил мне один раз… по поводу ОСАГО.. Увы… я ему не смог ответить.
То, что проблемы коснулись всего страхового рынка без исключения и что самое плохое у страхового рынка еще только впереди, подтвердили за последнюю неделю и страховой надзор, и профессиональный страховой союз, и сами страховщики.
Дело в том, что Федеральная служба страхового надзора (ФССН) озвучила итоги работы рынка за три квартала этого года.
Итак, рынок «просел» на 10% по сравнению с показателями сборов прошлого года, тогда как уровень выплат возрос на 20%. Если копнуть глубже, то картина еще более печальная: объем страхования жизни уменьшился более чем на четверть, страхования имущества – более чем на 16%. Количество страховщиков при этом уменьшилось также на 10%. А снижение сборов было зафиксировано у более чем 60% зарегистрированных компаний. С учетом того, что существует достаточно много компаний, которые находятся в так называемом «спящем режиме» – то есть с лицензией «про запас», снижение сборов показало абсолютное большинство.
Буквально на следующий день РСА (Российский союз автостраховщиков) обратился в ФССН с практически открытым письмом, в котором содержалась просьба сосредоточить надзорное внимание на действиях еще 6 страховщиков ОСАГО, самым крупным из которых стало страхового общество «Россия». Причина – объем жалоб на невыплаты, нарушение сроков и прочие нарушения растет «не по дням, а по часам».
И наконец, в этот же период вместе на конференцию собрались топ-менеджеры и даже владельцы сильнейших страховщиков. Рейтинговому агентству «Эксперт РА» удалось собрать весь цвет рынка – практически все лидеры резервов и премий собрались для того, чтобы обсудить настоящее и будущее своей индустрии.
Лидеры метались. Борис Йордан, совладелец компании «Ренессанс Страхование», демонстрируя стратегический оптимизм, говорил том, что краткосрочные проблемы никак не отменяют долгосрочных перспектив. А потому, достигнув в 2019 году сегодняшнего уровня страхового рынка Польши (а для этого российский рынок должен умножиться в 7 раз!), инвесторы смогут поздравить себя и друг друга со сверхудачными вложениями. А с учетом того, что международные аналитики обещают, что скорость прироста ВВП России будет в 4 раза больше, чем в странах Европы, приходится признать – успех отечественного страхового рынка просто неизбежен. Это позиция инвестора.
Напротив, Надежда Мартьянова, гендиректор МАКСа, практически наотмашь била дубиной пессимизма по ушам присутствующих, перечислив все то, что каждый и так знал, но опасался суммировать. Краткий перечень слов и выражений, превалирующих в выступлении Надежды Васильевны, выглядит так: демпинг, возврат к началу страхового рынка, пирамида, мошенничество, безнаказанность, отсутствие так и не появившейся страховой культуры, псевдострахование и, наконец, «помощь государства» в сочетании с «гласом вопиющего в пустыне».
Пожалуй, суть настроений страховщиков высказал Александр Григорьев, глава «Ингосстраха», начав свое выступление фразой: «Светлого будущего не вижу, но свято верю, что оно наступит!»
Если уж страховщики находятся в печали, то что уж говорить о клиентах, страхователях, о нас с вами и, конечно, о моем однокласснике? А мы, например, можем судиться. Или писать, жаловаться, обращать внимание… Кстати, разделяющих эту точку зрения становится все больше и больше. По данным ФССН, Служба получила за 9 месяцев этого года 23200 жалоб (годом ранее за такой же период было 9800), при этом 7 с половиной тысяч поступило только за третий квартал.
А что же государство? Похоже, оно сделало свой выбор: Государственная Дума готовится рассмотреть поправки в законодательство, касающиеся банкротства страховщиков и увеличения требований к размеру их уставных капиталов, а Александр Коваль, глава ФССН, недавно заявил о том, что его функция заключается в защите страхователей, а не в спасении страховщиков.
Если надзор не будет действовать выборочно, то очень похоже, что еще через год мы станем свидетелями серьезного «перезапуска» страхового рынка, когда пара десятков выживших, окрепших и заметно укрупнившихся компаний вновь начнут свою битву за умы страхователей, рассказывая с воодушевлением о том, как это здорово, что помимо обязательного есть еще и добровольное страхование и что любой уважающий себя и здравомыслящий человек просто обязан иметь страховой полис, а лучше… чем больше, тем лучше.
Жаль только, что, похоже, своего прагматичного одноклассника я еще долго не услышу. Ну и пусть! – мне все равно ему нечего посоветовать. Во всяком случае – пока.