В четверг состоялось предварительное судебное заседание по делу, в рамках которого Минобороны пытается взыскать с «Военно-страховой компании» (ВСК) 131,8 млн рублей в пользу бывших военнослужащих.
Как пояснили «Газете» в Минобороны, по закону на выплату могут претендовать не только действительные военнослужащие, но и те, кто уволился. На последних страховка распространяется в течение года после увольнения.
Собственно, министерство пытается взыскать со страховщика выплаты 458 военным, застрахованным и уволившимся в 2008 году, но получившим инвалидность в 2009 году. ВСК же отказывает в выплатах в связи с окончанием срока договора. Общая сумма ущерба оценивалась изначально в 114,5 млн рублей, однако в четверг по просьбе представителя Минобороны была увеличена до 131,8 млн рублей в связи с просрочкой платежа.
Представители страховщика в четверг от комментариев категорически отказались.
Свои претензии Минобороны аргументирует законом об обязательном страховании жизни и здоровья силовиков. «Если в течение срока действия договора страхования произошло изменение размеров окладов застрахованных лиц, а также их численности, то недополученные или излишне полученные в связи с указанными обстоятельствами суммы страховых взносов подлежат доплате или возврату», – говорится в 12-й статье этого документа.
Юристы ВСК ссылаются на закон о госзаказе. Там написано, что «цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения».
Причем исключения из этого правила, прописанные в законе, не включают в себя страхование силовиков.
Спор примечателен не только юридическими казусами. Дело в том, что ВСК была учреждена при участии Минобороны и страховала ведомство с 1997 года. В частности, жизнь и здоровье военнослужащих компания страховала с 2003 по 2008 год. Премия по этому договору составляла примерно 2 млрд рублей (9% портфеля ВСК). Однако в конце 2008 года тендер на право защиты военных выиграл крупнейший игрок на рынке – Росгосстрах. Упустив крупного клиента, ВСК, долгие годы выплачивающая Минобороны по одному и тому же принципу, этот принцип решила оспорить. Насколько удачно, станет понятно после основных слушаний, назначенных на 28 декабря.