В последние четыре года на территории Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция сокращения количества краж и угонов автотранспорта. Таблица 1. Динамика краж и угонов ТС по годам
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год Кражи и угоны транспортных средств (тыс.) 122,9 113,5 103,0 71,9 Прирост -1,3% -6,7% -9,3% -6,3%
В текущем году количество краж и угонов автотранспорта сократилось (прогнозно) на 6,3% и составило 71,9 тыс.
Наибольшее их количество было совершено на территориях Центрального (21,6 тыс.), Приволжского (12,3 тыс.), Сибирского (11,3 тыс.) и Северо-Западного (8,9 тыс.) федеральных округов.
Рост краж и угонов отмечается в Липецкой, Рязанской и Ярославской областях, Республике Ингушетия и Кабардино-Балкарской Республике.
Среди угнанных транспортных средств легковые автомобили отечественного производства составили 64%, иностранного производства – 36%.
Снижение количества преступлений обусловлено сложившейся экономической ситуацией, предпринятыми мерами по пресечению легализации похищенного и незаконно ввезенного на территорию страны автотранспорта. В первую очередь – повышением уровня взаимодействия подразделений милиции, общественной безопасности, предварительного следствия и дознания, службы криминальной милиции, начиная от организации работы «по горячим следам» до расследования данного типа преступлений, использованием возможностей новейших информационных технологий.
Во-вторых – использование возможностей федеральной информационной системы Госавтоинспекции в борьбе с кражами и угонами транспортных средств.
Справочно. В настоящее время созданы на федеральном уровне базы данных зарегистрированных транспортных средств, транспортных средств, выпущенных российскими заводами-изготовителями, транспортных средств, прошедших таможенное оформление, изготовленной специальной продукции ГАИ, выданных водительских удостоверений, транспортных средств, на которые наложены ограничения или регистрация которых аннулирована, транспортных средств, имеющих дополнительную идентифицирующую маркировку.
В-третьих – применение новых программно-технических средств и современных информационных технологий, позволяющих обеспечить возможность проведения на местах с использованием имеющихся массивов информации аналитической работы, направленной на выявление криминального транспорта, а также контролировать достоверность формируемых баз данных и предоставляемых сведений.
Справочно. Разработана электронная База данных идентификации автомобилей «Авто VIN». Дорабатывается информационно-справочная система «Автодокумент», содержащая сведения о водительских удостоверениях, регистрационных документах и регистрационных знаках на автомобили всех стран мира.
В-четвертых – предоставление санкционированного удаленного доступа к банкам данных подразделений ГАИ государств – участников Договора о создании Союзного государства.
Справочно. В прошлом году реализован первый этап создания системы информационного взаимодействия с организацией удаленного доступа к банкам данных подразделений ГАИ государств – участников Договора о создании Союзного государства с подключением 500 абонентов с каждой стороны. В текущем году будет подключено еще 500 абонентов и организован мобильный канал связи.
В результате принятых мер за последнее время выявлено значительное количество похищенных транспортных средств, пресечены каналы легализации контрабандного ввоза автомобилей. Таблица 2. Динамика выявления угнанных и похищенных ТС
Выявлено 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Угнанных и похищенных транспортных средств (тыс.) 47,8 47,5 44,6 33,2 Транспортных средств с измененной, уничтоженной маркировкой узлов и агрегатов 84,4 55,9 45,4 27,4 Регистрационных документов на транспортные средства с признаками подделки или находящихся в розыске 12,6 10,9 9,6 4
Наибольшее количество похищенных транспортных средств выявлено в г. Москве, Московской области (2,7 тыс.), г. Санкт-Петербурге (3,4 тыс.), Ставропольском (930), Пермском краях, Республике Башкортостан (535).
В текущем году продолжается наметившаяся по итогам 2008 г. тенденция снижения основных показателей аварийности. Зарегистрировано 167,9 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 21,3 тыс. и получили ранения 212,5 тыс. человек.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП, число погибших и раненых в них людей снизилось на 6,6%, 12,5% и 4,9% соответственно.
Снижение всех трех основных показателей аварийности отмечено в 62 субъектах Российской Федерации. Возросло количество ДТП, число погибших и раненых в республиках Дагестан (+16,%, +30,0%, +19,9%,), Коми (+4,9%, +19,6%, +2,0%), Северная Осетия (+0,6%, +2,8%, +0,7%), а также Архангельской области (+3,%,+3,1%, +2,1%).
Почти три четверти всех ДТП (71,0%) зарегистрировано в городах и населенных пунктах, на автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло 28,6%, в том числе на федеральных дорогах произошло 8,9% ДТП, которые характеризовались самой высокой тяжестью последствий (17 погибших на 100 пострадавших).
Основными видами происшествий явились столкновение (35,1%), опрокидывание (14,4%), наезд на препятствие (7,3%), наезд на транспортные средства (2,9%), наезд на пешеходов (33,7%).
Более четырех пятых (85,7%) всех происшествий связаны с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств. В 144 тыс. (-5,3%) ДТП погибли 18,2 тыс. (-11,7%) и были ранены 190,7 тыс. (-3,8%) человек.
Основными причинами ДТП являются: несоответствие скорости конкретным условиям движения (23,5%), несоблюдение очередности проезда (14,8%), выезд на полосу встречного движения (7,9%), превышение установленной скорости (2,1%).
Из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами совершено 15% происшествий. В 25,2 тыс. ДТП (-17,8%) погибли 3,8 тыс. (-19,2%) и ранено 22,5 тыс. (-16,8%).
Основными нарушениями данных видов происшествий являются: переход проезжей части в неустановленном месте (66,9%), неожиданный выход на проезжую часть (10,7%).
Неудовлетворительное состояние улиц и дорог способствовало возникновению 27,7 тыс. ДТП (16,5%). Таблица 3. Аварийность в Российской Федерации за январь-октябрь 2009 г.
За 10 мес. 2009 г. За 9 мес. 2009 г. (±% к АППГ) абс. знач. ±%к АППГ Всего ДТП 167989 -6,6 -6,4 Погибло 21367 -12,5 -12,3 Ранено 212541 -4,9 -4,9 Тяжесть последствий 9,1 С особо тяжкими последствиями ДТП 128 -7,2 -7,2 Погибло 405 -16,8 -20,3 Ранено 1035 8,8 16,1 Нарушения ПДД водителями ДТП, всего 144037 -5,3 -5,1 Погибло, всего 18205 -11,7 -11,4 Ранено, всего 190705 -3,8 -3,8 При отсутствии права управления ТС (ДТП) 15432 -14,3 -13,2 – удельный вес, % 10,7 Водителями автобусов (ДТП) 3627 -2,4 -4,4 – удельный вес, % 2,5 Имеющими лицензию (ДТП) 1776 6,8 6,5 – удельный вес, % 49,0 В состоянии опьянения ДТП, всего 10568 -9,8 -9,6 Погибло, всего 1893 -8,8 -8 Ранено, всего 15536 -9 -8,8 Отказавшимися от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения ДТП, всего 1795 -1,8 -2,7 Погибло, всего 83 0 -2,7 Ранено, всего 2632 2,7 2 С участием неустановленного транспорта ДТП 8397 -17,8 -19,3 – удельный вес, % 5,0 Погибло 710 -25,6 -27,4 Ранено 8060 -17,1 -18,6 Из-за нарушения пешеходами ДТП 25227 -17,1 -17,6 ДТП в состоянии опьянения 2787 -22,9 -24,6 – удельный вес, % 11,0 Погибло 3850 -19,2 -19,6 Ранено 22550 -16,8 -17,2