Уже объявлены размеры компенсаций, которые будут выплачены родственникам погибших и пострадавшим в аварии «Невского экспресса». «Власть» спросила читателей, согласны ли они с ценой жизни, которую установило государство.
Сергей Гончаров, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». От $200–300 тыс. и выше. В нормальных странах существует общепринятая схема расчета страховых выплат, у нас такой единой схемы нет. У нас за каждое ЧП отвечает определенное ведомство, но они каждый раз пытаются откреститься от выплат. При взрывах жилых домов пострадавшим говорили, что во всем виноват Басаев, пусть он и выплачивает. В истории с Евсюковым МВД вообще заявило, что он был не при исполнении, поэтому от них выплат ждать не стоит. Но ведь это государство приняло его на работу, и оно в лице ведомств должно нести ответственность.
Виктор Озеров, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Жизнь погибшего по вине государства человека, на мой взгляд, стоит минимум несколько миллионов рублей. Для более точного определения суммы компенсации нужна очень сложная система расчетов, заниматься которой всерьез у нас никто не хочет.
Олег Сысуев, первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка, в 1997–1998 годах вице-премьер. Если человек погиб из-за того, что государство не обеспечило его безопасность, оно должно заплатить штраф порядка $100 тыс. И надо принимать во внимание дальнейшее благополучие людей, которые погибшим могли бы обеспечиваться. Устанавливать оплату надо ничуть не меньше, чем зарабатывал погибший.
Михаил Трепашкин, адвокат, бывший сотрудник ФСБ. При гибели человека – €1 млн, при получении увечий – не менее €250 тыс. В первом случае эта сумма должна учитывать социальный статус человека, состав семьи, тяжесть катастрофы. Во втором – стоимость лечения, транспортные расходы, отрыв от работы и моральный ущерб. В нашей стране он вообще не принимается во внимание. Максимум, что могут выплатить, – 5 тыс. руб.
Игорь Юргенс, вице-президент РСПП. Жизнь человека бесценна, но существуют способы расчета ее стоимости и страхования. Сейчас сумма выплат зависит от возможностей фондов. Обязательному страхованию подлежат лишь военные – это не вполне цивилизованно. Остальные должны сами заботиться о размерах страхования. Руководители крупных компаний на случай гибели застрахованы от $1 млн и больше, остальные – кто насколько может. Я с 1998 года застрахован по программе с накопительной компонентой – если доживу до 65 лет, получу прибавку к пенсии в несколько тысяч долларов. Если бы я сейчас страховался самостоятельно, оценил бы свою жизнь в $500 тыс.
Владимир Федоров, член Совета Федерации, бывший начальник Главного управления ГИБДД. От 100 тыс. руб. до 1 млн. Сейчас мы разрабатываем законопроект об обязательном страховании пассажиров любого вида транспорта. Автомобилисты уже сетуют на то, что мелкие компании разорятся из-за возможных выплат пострадавшим в ДТП. Но по большому счету нет разницы, погиб человек в самолете, поезде или автомобиле. Хотя, безусловно, страховой взнос повысит стоимость билетов.
Виталий Ефимов, президент Союза транспортников России, в 1991–1996 годах министр транспорта. Понятно, что она бесценна. В авиации выплаты достигают 2 млн руб., а на другом транспорте все зависит от доброй воли перевозчика. РЖД сейчас решила проявить эту добрую волю, выплатив по 500 тыс. руб. за каждого погибшего.
Галина Карелова, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, бывший председатель Фонда социального страхования. Разовая компенсационная выплата должна быть не менее $75–100 тыс. И в таких ситуациях важно отладить систему ежемесячных компенсаций. Необязательно изобретать велосипед. У нас в основном учитывается среднемесячный заработок, а критериев должно быть больше: количество, возраст, состояние здоровья членов семьи, карьерные достижения и перспективы погибшего или пострадавшего.
Кирилл Закорюкин, инспектор ДПС (Химки). За то, что человек пострадал по вине государства, сумма выплат должна варьироваться от 1 млн до 3 млн руб. в зависимости от возраста. Чем младше был человек, тем больше сумма. Это логично, ведь его лишили долгой жизни.
Лев Пономарев, лидер движения «За права человека». «Не так дешево, как оценивает нашу жизнь власть». На Западе в среднем страховые выплаты составляют под $1 млн. И у нас нельзя платить меньше – мы же не нищие, как какая-нибудь Бангладеш, а богатая страна с тысячей миллиардеров.
Александр Раппопорт, управляющий партнер адвокатской конторы «Раппопорт и партнеры». Я настаиваю на том, что жизнь бесценна. А если сумма компенсаций, в которых выражается ответственность власти за безопасность граждан, увеличивается от раза к разу, то это хорошо. Обычно у нас граждане несут ответственность перед государством, редко – наоборот. Рассчитывать в цифрах сложно, а если компенсация за жизнь каждого гражданина, погибшего в результате ЧП, будет разная, то это неправильно.
Дукваха Абдурахманов, председатель парламента Чечни. Компенсации у нас и в других регионах были 40–60 тыс. руб., сейчас – минимум 100 тыс., а надо бы не меньше 1 млн. Конечно, для родственников и такие деньги ничего не означают. Но помощь им нужна, особенно если погиб кормилец. Если человек погиб на службе, компенсация должна быть больше. И обязательно надо назначать пособия его детям.
Николай Петраков, директор Института проблем рынка РАН. Если погиб кормилец, то несколько миллионов рублей плюс пожизненная пенсия, рассчитанная из доходов человека, которые он получил бы, прожив 20–30 лет. Если же погибший не был кормильцем, то тоже несколько миллионов рублей и пенсия, рассчитанная за десять лет. Случись со мной такое несчастье, мои близкие по этой системе могли бы рассчитывать не менее чем на 70–80 тыс. руб. в месяц пожизненной пенсии.
Геннадий Онищенко, глава Роспотребнадзора. Оценивать ее цинично, особенно для врача, но методики расчета существуют. Стоимость жизни слагается из времени, которое человеку осталось предположительно прожить, его общественной ценности, вероятных результатов деятельности, а также из компенсации родственникам. Например, сколько детям будет стоить вырасти и выучиться до дееспособного возраста. Поэтому в разных странах жизнь оценивается по-разному в каждом конкретном случае.
Владилен Сычев, главный военный эксперт по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, бывший заместитель главы МЧС. 1–2 млн руб. Сейчас стали выплачивать более адекватные суммы семьям погибших. А вот компенсация пострадавшим в 100 тыс. руб. – это ерунда, которой даже на лекарства не хватит.
Евгений Корягин, генеральный директор компании Fon Partners. Государство должно учитывать зарплату человека. Нельзя равнять всех под одну гребенку. Минимальные выплаты должны составлять 500 тыс. руб. для безработных, а работающим – плюс годовой доход.
Дмитрий Раковщик, генеральный директор «РЕСО-Гарантии». Сегодня надо ориентироваться на сумму не менее 2 млн руб. Это сумма ответственности, установленная для авиаперевозчиков. А кто должен нести эти расходы в других случаях? Проще всего ответить, что виновник, но вы попробуйте еще его найти и взыскать деньги. Так что в случае с поездом расходы совершенно справедливо взяли на себя госорганы разного уровня, поскольку одной из главных задач государства является обеспечение безопасности граждан.
Александр Починок, член Совета Федерации, в 1999–2000 годах министр по налогам и сборам, в 2000–2004 годах министр труда и социального развития. Стоимость должна быть равна максимально возможным в данный момент выплатам от государства. В случаях с «Курском», Бесланом государство смогло найти значительные деньги. Любая выплата жертвам «Невского экспресса», конечно, бесконечно мала, но это те средства, которые пока нашлись.
Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края. Пока жив человек, жизнь дороже всех сокровищ, а случись несчастье – счет идет на рубли. Сколько их отмерят, зависит от величины казенной кубышки – страхового фонда или местного бюджета. У нас на Кубани помощь семье погибшего в результате ЧП колеблется от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Ирина Ясина, член Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте. Очень дорого. В случае теракта все выплаты должны быть произведены государством – и размер их должен быть очень большим. Если трагедия произошла на транспорте, то выплаты должны буквально разорять компании, предоставившие транспортные услуги. Только так можно заставить компании следить за техсостоянием транспортных средств.