РСА 2 декабря отправил за подписью вице-президента союза Андрея Батуркина письмо статс-секретарю, замминистра финансов Сергею Шаталову (есть в распоряжении РБК daily). Как говорится в письме, «расчеты тарифов на ОСАГО, проведенные на основе агрегированных данных с использованием обобщенной линейной модели, показали, что в случае сохранения действующих лимитов по имуществу и жизни/здоровью тарифы по ОСАГО следует увеличить на 6,3%». По предложениям РСА с учетом роста всех лимитов базовый тариф для легковых автомобилей физлиц должен быть увеличен всего на 31,6%, до 2605 руб.
«Наибольшее несоответствие между действующими и рассчитанными тарифами наблюдается для такси и общественного транспорта», – говорится в письме г-на Батуркина. Соответственно, самый большой рост ожидается для тарифов по ОСАГО городского общественного транспорта и такси (см. таблицу). Так, тариф для троллейбусов при росте всех страховых сумм потребует повышения на 302,7%, для трамваев – на 189,3%. В то же время юрлица выиграют от изменения тарифов, потому что легковушки из их автопарков можно будет страховать по ОСАГО на 23,6% ниже. Но некоторые тарифы могут быть снижены еще больше. Так, тариф для мотоциклов и мотороллеров может упасть на 53,6%, а прицепов к ним и легковым автомобилям – на 59,7%.
Замруководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева заявила РБК daily, что «Минфин будет готов дать заключение на предложения РСА только тогда, когда увидит расчеты для обоснования предложений, а не просто выводы».
«Разумеется, рост тарифов многим не понравится, – говорит первый замгендиректора Росгосстраха Дмитрий Маркаров. – Однако их повышение – это отражение реальной ситуации на дорогах: именно водители общественного транспорта часто являются виновниками ДТП, а поведение владельцев частных машин порой абсолютно безрассудно». Г-н Маркаров отмечает, что за время существования ОСАГО ни одна из причин, по которым тарифы будут увеличиваться, не устранена. «Если меры власти по повышению безопасности на дорогах дадут результаты, а инфляция будет снижаться, следующее повышение тарифов, возможно, понадобится не ранее чем через три-четыре года», – считает Дмитрий Маркаров.
«Мы полагаем, что тарифы на ОСАГО должны вырасти больше, чем предлагает РСА. Однако в этом случае их никто не стал бы даже рассматривать. Варианты РСА – это компромисс, – говорит гендиректор СГ «Генезис» Виктор Юн. – Если тарифы будут увеличены, как предлагает РСА, то это позволит урегулировать ситуацию с убыточностью в ОСАГО на два года и снизить частоту банкротств страховщиков ОСАГО». Г-н Юн предвидит, какова будет реакция водителей: «Жирные страховщики набивают карманы деньгами и сбегают с ними, но когда ОСАГО вводилось, даже экономисты говорили, что это налог, однако за все эти годы ОСАГО доказало свою эффективность». Таблица. Изменение базовых тарифов по ОСАГО с учетом повышения лимитов, руб.
Тип (категория) и назначение т/с Тариф по постановлению правительства от 08.12.05 Базовый страховой тариф Изменение тарифа, % Мотоциклы и мотороллеры (т/с категории «А») 1215 564 -53,6 Легковые автомобили (т/с категории В) Юридических лиц 2375 1814 -23,6 Физических лиц, ПБОЮЛ 1980 2605 31,6 Такси 2965 9474 219,5 Прицепы к легковым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам 395 159 -59,7 Грузовые автомобили (т/с категории С) С разрешенной максимальной массой 16 т 2025 2582 27,5 С разрешенной максимальной массой более 16 т 3240 3566 10,1 Прицепы к грузовым автомобилям, полуприцепы, прицепы-роспуски 810 1265 56,2 Автобусы (т/с категории D) С числом пассажирских мест до 20 включительно 1620 3103 91,5 С числом пассажирских мест более 20 2025 3443 70,0 Такси 2965 10228 245,0 Троллейбусы 1620 6524 302,7 Трамваи 1010 2922 189,3 Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины 1215 955 -21,4 Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам 305 257 -15,7