Уходящий год принес огорчения клиентам 106 страховщиков – именно столько компаний лишились лицензий. Покидали они рынок по-разному, но наиболее болезненную реакцию вызвало банкротство «Городской страховой компании». Замок на двери офиса страховщика висит уже больше месяца, хотя ее лицензия была отозвана только в четверг.
Данные Росстрахнадзора вполне свидетельствовали о возможных финансовых трудностях «Горстраха». На 1 октября 50% договоров компании приходились на неприбыльные ОСАГО и каско. К началу ноября страховщик, входивший в тридцатку крупнейших продавцов полисов ОСАГО, перестал платить, а разгневанные клиенты завалили страхнадзор жалобами.
Когда представители Российского союза автостраховщиков (РСА) наведались в офис «Горстраха» с проверкой, они никого там уже не обнаружили. Лицензию компании приостановили 3 декабря, а отозвали в четверг.
Акционерами «Горстраха» еще в сентябре числились ЗАО НПО «Диполь», ЗАО ФПК «Бинар», ЗАО «ВББ» и ООО «Лира-аудит». Генеральными директорами в этих компаниях являлись собственно президент «Горстраха» Ирина Люшня и первый вице-президент Владимир Бантиков. Однако незадолго до исчезновения у компании поменялись номинальные руководители. В ноябре на административной комиссии Росстрахнадзора они пытались убедить чиновников, что «Горстрах» находится в процессе продажи петербургскому страховщику «Регион», пообещавшему инвестировать в нее 150 млн рублей. Правда, никаких подтверждающих эту информацию документов «Горстрах» предоставить не смог. Не подтвердили это и в «Регионе».
Чуть позже выяснилась еще одна подробность. Как рассказали «Газете» сразу два участника рынка, вместе с «Горстрахом» пропало 50 тыс. чистых бланков полисов ОСАГО. Теперь они могут продаваться агентами как действительные, хотя получить по ним выплату будет нельзя. Всего же, по подсчетам РСА, таких полисов сейчас «гуляет» по рынку более миллиона, а долги «Горстраха» превышают 250 млн рублей.
Интересно, что случай с «Горстрахом» стал своего рода катализатором, заставившим чиновников и участников рынка задуматься об усовершенствовании законодательной базы. Так, РСА, который из специальных фондов расплачивается по долгам по ОСАГО лишившихся лицензий компаний, предложил ужесточить выдачу бланков полисов «автогражданки». Сейчас чистые бланки выдаются в определенном количестве в зависимости от числа точек продаж у страховщика. Если компания хочет полисов больше, она отправляет в РСА заявку. Союз же собирается перед выдачей новых полисов проводить проверку, которая подтвердила бы обоснованность пожеланий компании. Стоит добавить, что и глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин заявил на этой неделе о необходимости ускорить принятие зависшего пока в Госдуме законопроекта, который помог бы регулировать процедуру банкротства страховщиков.