В 2009 г. диалог между Росрыболовством и страховыми компаниями перешел в практическую плоскость: созданная при ФАР рабочая группа по развитию страхования рыбохозяйственного комплекса РФ приступила к обсуждению актуальных вопросов. О том, в каком направлении планируется развивать сложившиеся отношения, журнал «Fishnews – Новости рыболовства» побеседовал с вице-президентом, руководителем управления страхования водных судов и ответственности судовладельцев Страхового дома «ВСК» Андреем Корсунским.
– На первом заседании рабочая группа обратилась к вопросам разработки программ страхования в рыбохозяйственном комплексе РФ, и в частности – страхования ответственности за невыполнение госконтрактов, судов в постройке, страхования рыбных ресурсов, страхования жизни и здоровья сотрудников Федерального агентства по рыболовству. В целом совещание было призвано наметить порядок дальнейшего взаимодействия и вопросы для проработки. Представители страховых компаний предложили краткие комментарии, разъяснения и приступили к формированию конкретных вопросов Агентству для более детального изучения ситуации.
Что же касается особых условий для страхования рыбаков, то, по мнению эксперта, об этом говорить не приходится: «Существует своя специфика при оказании страховых услуг той или иной целевой группе, поэтому никаких новых правил и подходов к страхованию в рыбохозяйственной отрасли изобретать не придется. Нужно адаптировать существующие условия страхования таким образом, чтобы предложить наиболее полное покрытие всему рыбохозяйственному комплексу».
При этом, уверен Андрей Корсунский, современный российский рынок морского страхования, насчитывающий уже почти 20-летнюю историю, может похвастаться определенной стабильностью, обеспечиваемой действительно крупными игроками, которые высокопрофессионально оказывают услуги по страхованию судоходной и рыбодобывающей отрасли. «Благодаря им можно утверждать, что отечественный рынок морского страхования сформировался и стал рассматриваться мировым страховым сообществом как альтернативный традиционным страховым рынкам», – отметил представитель ВСК.
Что же касается «особых рисков», которые зачастую страховые компании выделяют в группу «повышенной опасности», то здесь, по словам Андрея Корсунского, нельзя слепо следовать бытующему мнению.
– К примеру, я не разделяю распространенного негативного мнения, сложившегося в отношении судов под «удобными» флагами. На сегодняшний день подавляющий процент мирового торгового флота, в том числе самого нового и современного, работает под «удобными» флагами. Основная проблема кроется не в «удобных» флагах. Проблема в профессионализме менеджмента судоходных компаний. Если это серьезные игроки, грамотно управляющие флотом, видящие перспективу развития этого бизнеса, строящие долговременные отношения со своими партнерами, то «удобный» флаг – это лишь тот инструмент, который помогает вести этот бизнес, – считает он.