Влияние кризиса, усиленное повышением размера финансовых гарантий для туроператоров, способствовало переделу рынка страхования туристов в пользу более крупных и надежных компаний. Именно они смогли сохранить свои позиции и расширить свои доли рынка в условиях финансовой нестабильности. Между тем, даже в крупных страховых компаниях из-за кризиса ощутимо снизился уровень сборов. Ведь в период нестабильности количество выезжающих в страны Европы и США значительно сократилось. Страховщики отмечают, что в 2009 году россияне в основном выбирали для отдыха массовые направления – Турцию и Египет (для которых страхование не является обязательным условием получения визы) или же предпочитали внутренний туризм. В итоге продажи полисов страхования путешественников пропорционально сократились.
Помимо снижения сборов, рынок страхования выезжающих за рубеж сейчас подвержен влиянию демпинга. Недобросовестные страховщики предлагают скидки, занижая и без того невысокие страховые тарифы до уровня ниже себестоимости. Многие агентства, продающие полисы в комплекте с туром, просто предлагают самые дешевые варианты, которые, возможно, не обеспечат необходимый уровень защиты. В итоге мы получаем снижение качества страховой защиты. Безусловно, у крупных турфирм с хорошей репутацией существуют квалифицированные менеджеры, которые объясняют клиенту условия страхования и помогают подобрать нужный полис. Однако таких на данный момент меньшинство.
Глядя в будущее
В течение последних лет туристический поток увеличивался ежегодно в среднем на 20%. Пропорциональный рост наблюдался и в сфере страхования путешествующих. Однако кризис внес свои коррективы в рынок: вслед за снижением потока туристов снизился и уровень страховых сборов в этом секторе. Сейчас страховщики говорят о формировании нового тренда – поток путешествующих увеличивается, поскольку люди становятся более уверенными в своем финансовом будущем и совершают поездки, которые еще год назад вынуждены были отложить. В этой связи аналитики полагают, что наступивший 2010 год принесет страховщикам увеличение сборов в этом секторе.
Отмечается еще одна положительная тенденция – путешествующие стали более серьезно относиться к страхованию и готовы покупать расширенный пакет страховых услуг, учитывающий особенности конкретного путешествия, а не просто стандартный полис в рамках тура. Зачастую сами клиенты просят проконсультировать их, какие случаи не являются страховыми, интересуются, как именно активировать полис в случае необходимости. По мнению экспертов рынка, такой интерес, скорее всего, связан с изменением психологии людей, произошедшим во время кризиса. В условиях нестабильности клиенты стараются максимально обезопасить себя от незапланированных трат.
Выполняя обязательства
Сейчас ведутся разговоры о том, чтобы сделать страхование путешествующих обязательным. Некоторые страховщики отмечают, что это своевременная мера, в первую очередь, для самих путешественников. Проблемы со здоровьем и несчастные случаи, а также связанные с ними расходы невозможно прогнозировать. Более того, несчастье может случиться под конец поездки, когда деньги уже на исходе. Цена страхового полиса для туриста сравнительно низка и доступна для всех путешествующих. Наличие полиса избавляет туриста от непредвиденных затрат и неприятных ситуаций, когда в незнакомой стране нужно самостоятельно искать помощь, а кроме того, позволяет сэкономить сотни долларов или евро в случае необходимости лечения.
По оценкам экспертов, сегодня около половины выезжающих за рубеж туристов страхует не только стандартные медицинские риски и несчастные случаи, но и риски невыезда по причине неполучения визы, смерти родственника или личной болезни, а также риски задержки рейса, утраты багажа и другие. Более того, все больше туристов покупают полисы отдельно, в офисе страховой компании, не доверяя пакетным предложениям турфирм. Это говорит о повышении страховой культуры клиентов и том потенциале качественного развития рынка, который может быть реализован уже в ближайшие несколько лет.