Госдума прикрыла канал «левых» выплат по страховкам
Госдума прикрыла канал «левых» выплат по страховкам
25.01.2010
Госдума приняла закон, обязывающий страховщиков учитывать износ автодеталей при расчете выплат по ОСАГО. Кроме того, прописку в законодательстве получило прямое возмещение убытков.
Госдума в пятницу уточнила состав убытков, подлежащих возмещению по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Соответствующий законопроект, вносящий дополнения и изменения в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», депутаты одобрили во втором и третьем чтениях.
Согласно новой редакции закона об ОСАГО, расходы на материалы и запасные части должны определяться с учетом износа комплектующих изделий, деталей, узлов, агрегатов, которые подлежат замене при восстановительном ремонте. Порядок исчисления таких расходов будет определять правительство.
В первом чтении эти поправки были приняты еще 12 декабря 2008 года. «Ко второму чтению законопроект претерпел существенные изменения, направленные на усиление его социальной составляющей в части защиты прав потерпевших», – заявил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, передает ИТАР-ТАСС. Из законопроекта исключено определение понятия «утрата товарной стоимости» и положение о том, что ее утрата не возмещается по договорам ОСАГО.
За время доработки в законе также появилось положение, согласно которому на запчасти не может начисляться износ свыше 80% их стоимости, то есть страховая компания не сможет заплатить за деталь менее 20% ее первоначальной стоимости. Кроме того, в законе появилось определение понятия «прямое возмещение убытков» (возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое, в соответствии с настоящим федеральным законом, страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего – владельца транспортного средства).
Как ожидают эксперты, одобренные депутатами изменения в расчете выплат ОСАГО увеличат выплаты максимум на 15%.
Закон позволит снять напряженность, которая возникла из-за того, что суды по-разному подходят к вопросу включения в состав убытков суммы, рассчитанной как стоимость износа заменяемых узлов, агрегатов ТС, заявил BFM.ru Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахования».
«Если учесть, что к таким вердиктам относится, к примеру, решение Президиума Высшего арбитражного суда, данное обстоятельство не могло не оказать влияния на судебную практику в целом. Это, в свою очередь, приводило к искажению представлений потребителей о природе и характере требований, предъявляемых к страховой компании в рамках ОСАГО», – подтверждает BFM.ru директор управления методологии департамента урегулирования убытков «Росгосстраха» Дмитрий Титиев.
Ранее представители Российского союза автострахощиков (РСА) указывали на абсурдную ситуацию: зачастую страховщик должен был оплачивать восстановительный ремонт по принципу «новое за старое» (без учета износа). Это, в свою очередь, позволяло владельцу получить за ремонт машины сумму, в несколько раз превышающую реальную стоимость автомобиля, то есть иметь «необоснованную выгоду».
Впрочем, практика вряд ли серьезно изменится от внесения поправок в закон об ОСАГО. «Независимые эксперты по негласному соглашению давно определяют износ на уровне, не превышающем 80%, даже для автомобилей в технически неудовлетворительном состоянии или морально устаревших», – пояснил BFM.ru директор Центра методологии и управления продуктами для физлиц и малого бизнеса страховой компании «РОСНО» Александр Гурдус.
Кроме того, по словам эксперта, доля автомобилей с принятым к расчету процентом износа, превышающим порог 80%, составляет всего 1-3%.
«В настоящее время нет законодательно утвержденной методики расчета процента износа. Есть сразу несколько методик, а какой из них пользоваться – определяет независимый эксперт. Необходимо учесть, что специалист независимой экспертизы имеет право в зависимости от состояния автомобиля как понизить, так и повысить процент износа, аргументируя это состоянием ТС и подтверждая это актом осмотра и фотоматериалами», – отмечает также эксперт РОСНО.
«В России уже скоро семь лет как отсутствуют эксперты-техники, внесенные в реестр и аттестованные по единой программе расчета стоимости восстановительного ремонта, хотя это решило бы все вопросы. Если бы все эксперты считали по единой методике, споров не возникало бы, и судов было бы гораздо меньше», – соглашается Денис Макаров из «АльфаСтрахования».