распечататьвернуться к просмотру
при печати этот блок будет скрыт
Упал, поднялся

09.02.2010

– Отчеты Росавиации говорят об улучшении показателей безопасности полетов? Страховщики чувствуют это на своем бизнесе?

– В лучшем случае, мы можем сказать, что в последние годы не наблюдалось ухудшения ситуации, то есть ситуация стабильна. Теперь я постараюсь объяснить, как выглядит ситуация с точки зрения страховщика. Ведь статистика аварийности – это статистика числа происшествий и числа пострадавших людей. А страховщики имеют дело с материальными последствиями этих происшествий. Так вот, в сегодняшней ситуации стабильность уровня безопасности, то есть не меняющееся число происшествий, означает быстрый рост выплат для страховщиков, поскольку стоимость каждого происшествия постоянно растет.

– Почему?

– Применительно к катастрофическим убыткам, то есть к списанию самолетов, здесь все более-менее уравновешено, потому что при страховании мы берем деньги с единицы стоимости. Но большинство страховых выплат приходится на мелкие происшествия; повреждения самолетов на земле, в аэропортах случаются гораздо чаще, чем крупные авиакатастрофы. Так вот, стоимость ремонта при одинаковом повреждении для самолета «Боинг» или «Аэробус» в десять и более раз выше, чем для старой отечественной техники. Но и для советской техники стоимость ремонта выросла в разы за последние 10 лет, инфляция чудовищная.

– А что касается страхования ответственности?

– С этим совсем просто. В 90-х годах средняя сумма выплат, на которую претендовали и которую получали родственники в случае гибели российского гражданина на борту российских авиакомпаний, при наличии адекватного страхования ответственности, составляла 30–50 тысяч долларов. Это фактическая величина до 2000 года. Сейчас же наши оценки составляют от 200 тысяч долларов. Это существенно выше, чем минимальная сумма, установленная законом.

– Каковы тарифы по страхованию самолетов?

– Тарифы по каско, то есть по страхованию самолетов и вертолетов от гибели и повреждений, зависят прежде всего от характера использования и от типа воздушного судна. В среднем тарифы по страхованию самолетов составляют до 1 процента от страховой суммы. Тарифы по страхованию ответственности – вещь несколько более сложная, они привязаны к объему перевозок и, конечно, зависят от страховой суммы.

Одна из проблем российского рынка авиационного страхования – недостаток профессионализма у страховщиков. Вследствие этого вместо оценки риска страховые компании оперируют усредненными тарифами. При правильном подходе каждый риск должен быть оценен, и разброс в тарифах для различных авиакомпаний может быть очень большим.

– Какой объем премий авиастрахования?

– Объем в последние годы растет. Итоги 2009 года по ассоциации мы подведем к марту. Но я ожидаю некоторого прироста в 2009 году по отношению к 2008-му, примерно на 15–20%. В 2008 году прирост составил 10%, общий объем страховых взносов у российских авиационных страховщиков в денежном выражении составил $235 млн. В этом году будет больше в рублях. В долларовом эквиваленте будет незначительное увеличение.

В этом году практически завершилась тенденция замены авиапарка, компании продолжали получать новую технику и выводить из эксплуатации старую. По страхованию каско старая техника не всегда страховалась, а если страховалась, то на низкие суммы. Вновь прибывающие самолеты, во-первых, имеют совершенно другие страховые суммы, во-вторых, по договорам лизинга в обязательном порядке страхуются на полную сумму и часто даже на избыточную.

Одновременно эти же самолеты должны быть застрахованы в части страхования ответственности не в соответствии с минимальными требованиями в России, а в соответствии со стандартами зарубежных лизинговых компаний. С точки зрения полетов по всему миру это совершенно адекватная сумма. Поэтому вместо самолета Ту-154, застрахованного на сумму 1–2 млн долл. с приложением полиса страхования ответственности на 10 или 20 млн долл., основной пассажирский трафик перекладывается на B737 и семейство А320. Пусть того же возраста, как и «Туполевы», но застрахованный на страховую сумму от 10 до 20 миллионов долларов и сопровождаемый полисом страхования ответственности на 500–600 миллионов долларов. Кроме того, 100% этих самолетов обязательно страхуют в отличие от отечественных самолетов, где страхование – дело каждого эксплуатанта. Соответственно, это дает и прирост страховых премий.

– Сколько компаний занимается авиастрахованием?

– В нашу ассоциацию РААКС входят 36 российских компаний. Оборот в этом сегменте в годовом исчислении около 200 млн долл. Для такого объема рынка количество участников очень высоко. Однако среди участников рынка есть и кэптивные страховщики, то есть дочерние страховые компании, специально созданные для обслуживания единственного клиента. Например, авиакомпания «Аэрофлот – Российские авиалинии» пользуется услугами своей собственной дочерней страховой компании «Москва». В принципе ничего плохого в таком варианте нет, однако ужесточение требований к капиталу страховых компаний делает поддержание работоспособности таких структур более проблематичным, и следует ожидать, что авиакомпании, в том числе и «Аэрофлот», будут уходить от использования кэптивов. В будущем, я думаю, рынок будет консолидироваться, профессиональных участников будет меньше, но качество и надежность их услуг будут повышаться. Авиаперевозчики, особенно те из них, которые уже имели опыт урегулирования страховых событий, начинают отдавать себе отчет в том, что продукт авиационного страхования – это продукт, который требует серьезного понимания вопроса, индивидуального подхода. Страховые компании, которые просто имеют лицензию и при случае выдают полисы авиационного страхования, никогда не смогут обеспечить своим клиентам должный уровень поддержки.

– Нуждаются ли страховщики в помощи государства?

– Роль государства – ввести в действие правильные законы, надзирать за их выполнением, создать собственную инфраструктуру для контроля исполнения и тем самым обеспечить стабильность финансовой системы, а также разъяснять гражданам, для чего вводятся те или иные нормы по страхованию. Государство с этой ролью в целом справляется.

РААКС в своей работе тесно контактирует с министерством транспорта, и мы довольны уровнем взаимопонимания.

Что касается законодательной базы, то изменения, на наш взгляд, сегодня никакие не нужны. Сейчас обсуждается законопроект о распространении стандарта минимальной компенсации, действующего на воздушном транспорте (установленного Воздушным кодексом РФ) на другие виды транспорта. При этом, если этот закон будет принят, придется снова менять правила и порядок страхования ответственности авиаперевозчиков, при том что действующая система была введена только в 2008 году и уже доказала свою работоспособность. Зачем же опять все переделывать?!

Наше предложение: оставить Воздушный кодекс в том виде, в каком он существует, а новый закон пусть определяет нормы для других видов транспорта.

Источник: allinsurance.ru

 
Подбор надежной страховой компании
*
*




*



* - Поля, обязательные для заполнения

 

Звоните нам. 

(925)740-07-70

Без выходных 

 
По всем вопросам обращайтесь: Телефоны: +7 499 946-5337
e-mail: info@s4i.ru
создание сайта: Aplex, 2008