Сотрудничество банков и страховщиков многопланово. И в каждой его области кризисные явления проявляются по-разному.
Так, в сегменте страхования залогов юрлиц прослеживаются две тенденции. С одной стороны, по-прежнему процветает демпинг, чем банки охотно пользуются. С другой – из-за роста убыточности страховые компании вынуждены избавляться от наиболее рисковых залогов, даже ставя под вопрос отношения с банками. А в случае разрыва партнерства со страховой компанией в слабой позиции оказывается уже банк.
В страховании D&O определенную тенденцию проследить сложно из-за малочисленности таких договоров и закрытости информации. Известно, что полисы D&O приобретают управленцы ВТБ, Банка Москвы, Юниаструм банка. 10 декабря 2009 года был объявлен открытый конкурс на выбор страховщика D&O Сбербанком РФ, прием заявок завершился 25 декабря, а вчера, 15 февраля 2010 года, Сбербанк должен был подвести итоги конкурса.
Большие перспективы имеет сотрудничество банков и страховых компаний в сфере bancassurance. С началом сворачивания программ кредитования банки стали искать альтернативные источники доходов, и одним из них стала «комиссионка», в частности от продажи полисов. Так, в структуре доходов от розничного бизнеса Русь-Банка доля банкострахования стремится к 10%. Очевидно, что это одно из перспективных направлений дальнейшего сотрудничества.
Еще в 2008 году средства большинства крупных страховщиков перекочевали не только с фондового рынка в банки, но и внутри банковской системы – в направлении крупнейших кредитных организаций. Но этот процесс не распространился на весь страховой рынок. В структуре активов семерки крупных страховщиков на депозиты в банках, имеющих нормативно установленный рейтинг, приходится почти 25%, тогда как у небольших компаний – 13,86%, а у средних страховщиков эта доля составляет всего 1,63%. Однако у средних компаний 5,43% активов размещены в банках, не имеющих нормативно установленного рейтинга. В последнем случае риски страховой системы могут кумулироваться с рисками банковской, и к чему этот процесс приведет, достаточно очевидно.
Еще одна «банко-страховая область» – M&A. Можно констатировать: кризис не остановил проникновения банковского капитала в страхование. Но если сделка по приобретению банком ВТБ половины группы «Капитал» у Росгосстраха объяснима, то покупка Сбербанком 44 процентов небольшой страховой компании «Ангара» (г. Братск), пять седьмых бизнеса которой приходится на ОСАГО, вызывает вопросы у экспертов. Что же касается совместного бизнеса банковско-страховых групп, увы, настоящей синергии пока не удалось добиться никому.
О различных аспектах сотрудничества кредитных и страховых организаций читайте в первом выпуске журнала «Банки и страховые компании».
Привело ли начинающееся оживление в банковском секторе к изменению условий сотрудничества кредитных организаций со страховщиками? Какие страховые продукты сегодня интересуют банки? Наблюдается ли тенденция к снижению комиссионных? Эти темы портал «Страхование в России» предложил рассмотреть страховщикам в рамках очередного опроса. На наши вопросы ответили: вице-президент компании «АльфаСтрахование» Юрий Ушаров, первый заместитель генерального директора СК «Ростра» Виталий Федоренков, начальник управления продаж через финансовых посредников СК «ВТБ Страхование» Петр Антонец, начальник Управления по работе с финансовыми институтами филиала «Московская региональная дирекция» ОСАО «Россия» Елена Семенова. Мнения специалистов – в выпуске №1 журнала.
Также в выпуске: кто имеет право выдавать банковские гарантии? Почему страхование платежных терминалов требует осторожности? Зачем «Ингосстраху» банк с уставным капиталом 1 рубль? Кто еще из страховщиков владеет долями в банках? И многое, многое другое.