На уменьшающемся в размерах рынке автострахования странным образом растет количество страховых брокеров. С точки зрения самих брокеров, это нормальное движение. Но корреспондент «Денег» обнаружил, что некоторая опасность в таком противоходе все же кроется.
Совет такой: за месяц до окончания срока действия страховки на машину лучше сменить номер телефона. Почти не шутим. Если при заключении контракта вы имели неосторожность дать два номера – смените оба. Потому что иначе жизни не будет. «Павел Андреевич (Иван Денисович, Елена Абрамовна и т.д.)? У вас заканчивается страховка, а у нас до завтрашнего дня действует уникальное предложение – скидка на ОСАГО и каско от лучших страховых компаний 25 (40, 50)%!» Десятки звонков от страховых брокеров. Каждый день.
Совершенно бесполезно негодовать по поводу того, что вы оставляли номер одной компании, а он так широко разошелся по рукам. «Все законно. Базы данных страхователей общие», – бодро врет ваш собеседник. «Незаконно – опровергают его слова в одной из страховых компаний. – Но что толку в ярлыках? Поделать тут ничего нельзя: «течет» отовсюду. Младший персонал сливает клиентские базы в Интернет за небольшие деньги, менеджеры среднего уровня сливают подороже, а топ-менеджеры как будто и слыхом не слыхивали, что уносить с собой на новое место работы наработанные не только ими портфели клиентов – нехорошо».
Проблема, впрочем, не столько в количестве осаждающих вас брокеров, сколько в качестве того, что они предлагают. «Рынок страховых брокеров в настоящее время сильно перегрет, – рассказывает генеральный директор информационно-консалтинговой группы «Бизнес-сервис» (БиСер) Михаил Френкель. – Страховых компаний становится существенно меньше, количество денег в бизнесе уменьшается. При этом количество брокеров растет сумасшедшими темпами. Очевидно, что далеко не все они добропорядочные игроки».
Агент под маской брокера
Страховые брокеры начали появляться в России 15–20 лет назад, когда формировался страховой рынок. Сначала это были дочки иностранных компаний, таких как Marsh и Willis. Первой компанией, созданной только на российском капитале, стал «Малакут». Крупнейшие ритейлеровые брокеры в России на данный момент – АФМ, «Рифамс», «Сибброк» и «Тиборг». Всего, по разным данным, в России насчитывается около 600 организаций, именующих себя страховыми брокерами. В 2003 году вышел закон, вводящий обязательное лицензирование для такой деятельности. Лицензии, впрочем, сегодня имеют лишь 138 брокеров, остальные занимаются агентской деятельностью бесконтрольно. Согласно исследованию, проведенному компанией «БиСер» осенью 2009 года, 76% брокеров работают без лицензии. Черного списка страховых брокеров, который Российский союз страховщиков собирался создать еще в 2006 году, на данный момент нет. При этом даже вполне добропорядочные продавцы страховых услуг, как правило, словом «брокер» называют себя зря.
По идее смысл работы брокера заключается в том, чтобы с момента заключения договора со страхователем отстаивать его интересы перед страховщиками и брать со страхователя комиссию за это. На деле же большинство российских компаний, подающих себя брокерами, фактически выступают в роли агентов, так как берут плату со страховщиков. Именно такие компании и предоставляют скидки на страховые продукты. Посредник получает довольно неплохую долю страховой премии – в среднем 10–20%. Эта доля включает в себя не только оплату непосредственной работы с клиентом, но и бонус от страховщика за то, что брокер продал именно его продукт. Крупные брокеры благодаря большому количеству клиентов могут позволить себе предоставлять скидки.
«С точки зрения страхователя, брокер – единственный, кто может гарантировать выплаты по страховому случаю и правовую поддержку, – считает директор компании «АФМ – Страховые консультанты и брокеры» Андрей Домбровский. – Конечно, есть Российский союз автостраховщиков и Росстрахнадзор, но все они заняты своими делами. Первый разгребает имущество и долги обанкротившихся коллег, второй занимается выдачей и обратным сбором лицензий».
«К сожалению, в России классических брокеров (то есть компаний, осуществляющих предстраховую экспертизу, послепродажное обслуживание, участвующих в урегулировании убытков) – единицы, основная масса – лишь посредники в продажах, – подтверждает Александр Остроумов, директор петербургского филиала «Ренессанс Страхования». – Брокера в классическом понимании проще встретить на рынке корпоративного страхования. Так, в Петербурге присутствует несколько брокерских компаний, специализирующихся на размещении рисков крупного бизнеса. Сотрудничество с ними – зачастую единственная возможность выйти на предприятия с западной культурой менеджмента. Что же касается брокерских фирм, работающих с массовыми видами страхования (в основном с ОСАГО), то для страховой компании они прежде всего дополнительный канал продаж».
Толчея на рынке
Армия брокеров неуклонно растет, тогда как страховых компаний в кризис становится все меньше. В 2009 году лицензий лишились 87 страховщиков, получили лицензии два новых. Точное количество брокерских компаний установить невозможно (работают они, как было сказано выше, в основном без лицензий), но по экспертным оценкам, оно выросло раза в полтора. К брокерам присоединились некоторые мелкие компании, у которых отозвали лицензии, появились и совсем новые игроки. Так, собственными страховыми брокерами в последние годы обзавелись многие автодилеры и банки. Во многих случаях обзаведение новым юридическим лицом – лишь дань закону, обязывающему осуществлять брокерскую деятельности через специальную фирму: в некоторых банках страховки продают банковские же сотрудники.
Рост самого брокерского бизнеса тоже происходит, но он весьма незначительный, и едва ли сопоставим с ростом численности игроков. Согласно исследованию «БиСера», доля продаж страховых компаний через брокеров увеличилась с 11% в 2008 году до 14% в 2009-м.
«Рост числа брокеров – процесс нормальный, – утверждает Андрей Домбровский. – К примеру, в Великобритании соотношение страховых компаний и брокеров – 400 к 3000». По мнению Домбровского, наибольшую опасность для рынка представляют не брокеры, а раздутые агентские сети: «В маленькой Дубне на одной и той же улице расположены офисы сразу восьми страховых компаний. Персонал сидит, штаны протирает. Гораздо эффективнее смог бы обслужить клиентов нормальный страховой брокер».
Впрочем, к брокерам «последней волны» основатели рынка тоже имеют претензии. «Крупные автодилеры смекнули, что помимо продажи автомобилей и их последующего обслуживания деньги можно делать еще и на страховании, – говорит Домбровский. – Они создали собственные компании по предоставлению брокерских услуг. Страховщики выстроились к ним в очередь и готовы были платить огромные комиссии – по 30, 40, а то и 50 процентов. В кризис пыл страховщиков спал, они захотели урезать вознаграждения, на что услышали однозначное нет. Это ввергло страховщиков в бешенство, и они решили «прессануть» посредников. В данный момент с подачи страховых компаний готовится поправка к закону об организации страховой деятельности, которая грозит уничтожить наш бизнес. Согласно этим поправкам, брокер должен будет получать вознаграждение только от клиента, а те, кто переименуется из брокера в агента, должны будут работать только с одной страховой компанией. Так страховщики хотят усложнить работу посредникам, которые в силу своей независимости от страховщиков пытаются диктовать условия по размеру вознаграждения, а проблемы в результате возникнут у всех брокеров».
«Страховой бизнес до кризиса был ориентирован на рост, – объясняет накал страстей Михаил Френкель. – Сейчас остановился авторынок – и это должно было вызвать некоторые процессы гниения на рынке автострахования».
Процессы гниения
Понятным образом на рынке участились случаи мошенничества псевдоброкеров. За последние месяцы несколько десятков граждан стали обладателями полисов «Городской страховой компании», у которой еще 4 декабря 2009 года была отозвана лицензия на страховую деятельность. Брокеры, продававшие этот не совсем свежий продукт, для особо грамотных имели в запасе объяснение: компания – да, обанкротилась, но передала свою клиентскую базу им.
В Российском союзе защиты прав потребителей нам рассказали, что в последнее время поступило несколько жалоб о покупке через брокеров поддельных полисов. Собственно, об этой опасности представитель Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Саркисов предупреждал минувшей осенью. «На октябрь 2009 года, – говорил он, – осталось около 775 тыс. бланков ОСАГО, за которые не отчитались лишенные лицензии страховые компании. Участники рынка опасаются, что эти полисы привлекут внимание мошенников, желающих продать их незаконно. Бланки могут захотеть продать и экс-сотрудники разорившихся компаний». Помимо этого, жулики могут вручать клиентам бланки полисов, которые числятся испорченными или утерянными. Доля таких бланков в общем количестве проданных полисов оценивается примерно в 7%.
Недобросовестный брокер может продать и реальный полис, но не станет при этом обременять себя разъяснением прописанных в нем деталей. К примеру, умолчит об утрате гарантии на машину в результате ремонта у неофициального дилера или о том, что полис подразумевает страхование «по франшизе» – с частичной оплатой ремонта страхователем.
«Нужно иметь голову на плечах, – подбадривает страхователей Михаил Френкель. – Прежде всего в это непростое время я бы посоветовал всем иметь дело только с проверенными компаниями или брокерами, и не зариться на огромные скидки. Больше 20% скидки на ОСАГО не бывает – неоткуда взяться чудесам!»
Действительно, тарифы на ОСАГО утверждены постановлением правительства РФ №739 от 8 декабря 2005 года. И они едины для всех страховщиков. Есть небольшой «лаг», связанный с подсчетом так называемого коэффициента бонус-малус. Ездил без аварий – получи скидку по 5% за год. Стал виновником ДТП – будешь доплачивать. Согласно закону, тарифы на ОСАГО устанавливаются, исходя из наличия или отсутствия страховых выплат по предыдущим договорам обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенным). То есть аварийность или безаварийность учитывается с момента введения ОСАГО (1 июля 2003 года). Но при этом есть положение, что класс страхования (устанавливающий коэффициент по авариям) должен быть определен в привязке к классу, зафиксированному при заключении последнего договора обязательного страхования.
Условия страхования, естественно, тоже едины для всех – есть федеральный закон об ОСАГО и правила ОСАГО, утвержденные постановлением правительства РФ №263 от 7 мая 2003 года. Кроме того, согласно нашему законодательству, ответственность страховщика по ОСАГО при отзыве у него лицензии переходит к РСА – там есть специальный фонд компенсационных выплат и резервных гарантий, куда страховые компании ежемесячно отчисляют 3% сборов. Это значит, что даже если страховщик обанкротился или ушел с рынка, его клиенты по ОСАГО не останутся без защиты. В случае ДТП по их вине по обязательствам ответит РСА.