Рост убыточности заставляет страховщиков ограничивать выплаты, а усилившаяся конкуренция – снижать тарифы по каско.
Суммы выплат и сборов по каско в Петербурге почти сравнялись: в 2009 г., по данным Страхнадзора, компании получили 16,9 млрд рублей, а выплатили чуть больше 17 млрд рублей.
Размеры выплат характеризуют скорее активность в работе, чем реальную убыточность, так как подразумевают выполнения обязательств по прошлогодним договорам.
В то же время можно отметить большую разницу в сборах и выплатах у ряда компаний. Так, большой разрыв наблюдается у ОАО «Русский мир»: собрано 222 млн рублей, а выплачено 1,6 млрд. Страховщик прекратил продажи весной 2009 г. в связи с интеграцией со структурами Росгосстраха.
Также значительно снизили продажи «УралСиб» (1 млрд рублей собрано, 1,4 млрд выплачено), «Прогресс-Гарант» (287 против 567 млн рублей соответственно). Такие соотношения указывают, что страховщики снижают продажи, причем скорее сознательно.
Напротив, существенное превышение сборов над выплатами (что означает агрессивные продажи) отмечено у филиала ВСК (525 млн против 374 млн рублей), «КИТ Финанс страхования» (465 млн против 254 млн рублей) и «Югории» (402 млн против 245 млн рублей). «ВТБ Страхование», дочка одноименного банка, основную долю которой составляют кредитные машины, в прошлом году собрала 141 млн рублей, выплатив вдвое меньше.
Миграция клиентов
Причин убыточности несколько. Из-за кризиса сократился объем продаж новых автомобилей, что в свою очередь повлияло на количество продаваемых страховок.
Основная борьба за клиента переместилась у страховщиков с новых автомобилей на иномарки в возрасте 1–3 лет.
Ряд компаний стимулировали миграцию клиентов скидками, переманивая автовладельцев от конкурентов. Другие обещали бонусы тем застрахованным, чьи страховщики покинули рынок.
«Велась настоящая тарифная война, стоимость полиса в среднем упала на 10–15%», – говорит Сергей Сафронов, генеральный директор компании «Авеста».
По словам участников рынка, еще одной причиной роста убыточности стало количество обращений по страховым случаям. Страхователи стали обращаться даже с самыми незначительными повреждениями.
Выросло число мошенничеств, особенно с кредитными машинами. В результате средняя выплата увеличилась на 15–20%, в том числе из-за девальвации рубля, повлекшей рост стоимости импортных запчастей.
Включили стоп-кран
Многие страховщики пошли на сознательное сокращение выплат. В результате увеличилось число юридических контор, которые специализируются на выбивании денег из страховщиков.
«С осени 2008 г. нам пришлось увеличить штат юристов, – говорит Алексей Кузнецов, руководитель юридического бюро «Правила страхования». – С этого времени основным направлением деятельности стала юриспруденция, а не продажа полисов». Что касается прогнозов на текущий год, то они умеренно оптимистичны. Кредитные тарифы приближаются к докризисным показателям, что позволяет надеяться на рост продаж новых автомобилей и полисов. В пассиве аномально снежная зима, из-за которой убыточность может возрасти до 20–30% по сравнению с прошлым годом. Топ-10 страховщиков по объему сборов в С.-Пб. за 2009 год