Очередной опрос страховых экспертов, проведенный порталом «Страхование в России», посвящен автоугонам. Как изменилась динамика угонов за последний год? Какова доля кредитных машин в общем числе угнанных авто? Что предлагают компании страхователям для защиты от угонов? Информацией поделились: начальник Отдела урегулирования убытков по каско СК «Согласие» Михаил Овчинников, заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев, начальник Отдела расследования страховых случаев (ОРСС) Управления безопасности СК «РЕСО-Гарантия» Ирина Серебрякова, начальник Отдела андеррайтинга Департамента методологии и андеррайтинга в страховании СНТ ОСАО «Россия» Сергей Кормушкин.
Ирина Серебрякова, начальник Отдела расследования страховых случаев (ОРСС) Управления безопасности СК «РЕСО-Гарантия»: «У автолюбителей есть расхожая и обидная для нашего автопрома фраза: «ВАЗ не угонят». Статистика нашей компании говорит об обратном. Продукция волжского автозавода в криминальном рейтинге занимает верхние строчки. Продажи этих автомобилей падают с каждым годом, но, с другой стороны, ВАЗы остаются самыми доступными автомобилями, ведь далеко не каждый может позволить себе приобрести дорогую иномарку. При этом в нашей стране «Жигулей» и «Лад» скопилось столько, что посчитать общее количество просто невозможно. Отсюда – постоянный спрос на запчасти, ведь не секрет, что большинство недорогих машин угоняется именно для разборки. «Тольяттинская» доля (ВАЗ-2114, 2115, Lada Priora) составляет 15% от общего числа угонов, заявленных клиентами «РЕСО-Гарантии» (140 угонов). Лидером по угонам автомобили ВАЗ были и в 2008 году (146 угонов). Остальные «почетные» места достались «японцам». Вторая по популярности – Toyota (самые угоняемые модели – Land Cruiser, Corolla, Camry). Количество угнанных «Тойот» составило 13,1% от общего числа угнанных у наших страхователей автомобилей (128 угонов в 2009 году, 113 – в 2008-м). «Бронза» у автомобилей Mazda. Их похищено 8% от общего количества угонов (76 угонов в 2009 году, 114 – в 2008-м). На четвертом и пятом местах оказались Mitsubishi и Nissan. В процентном соотношении они немного уступают лидерам: 7,7% – у Mitsubishi (74 угона в 2009 году, 60 – в 2008-м) и 5% – у Nissan (57 угонов в 2009 году; в 2008-м 5-е место занимали а/м Lexus – 44 угона). При этом наша статистика показывает, что угонщики предпочитают новые отечественные автомашины, иномарки же в большинстве случаев воруют подержанные. Хотя есть и исключения. В последние годы рост автопарка все больше происходит за счет новых машин, и спрос на подержанные автомашины сомнительного происхождения становится меньше. Устойчивый криминальный интерес к некоторым старым моделям объясняется все тем же высоким спросом на запчасти к ним. И только автомобили высоких ценовых категорий угоняются в большинстве случаев под заказ. Но это единицы. Как правило, они оборудованы всеми возможными противоугонными комплексами и поисковыми системами. Хотя наличие дорогостоящего спутникового охранного комплекса тоже не гарантирует 100-процентную защиту».
На минувшей неделе о произведенных по риску «угон» выплатах сообщили: ПСГ «Основа» – 949,4 тыс. руб. за Lexus GX 470; Росгосстрах – 3,2 млн рублей за Lexus LX570 и 558 тыс. рублей за Toyota Allion; «Профиль Ре» выплатил ЛСО «Шанс» по договору перестрахования 970 тыс. рублей за Toyota Land Cruiser.
Имели место и случаи выявления лжеугонов. Так, в сентябре 2007 года барнаулец приобрел автомобиль «Тойота Королла». В марте 2009 года он заключил договор страхования автомобиля, в том числе и от хищения. А в апреле мужчина продал машину своему знакомому на авторазборку за 60 тыс. рублей и обратился с заявлением об угоне автомобиля в местное ОВД и страховую компанию, оценив «пропажу» в 250 тыс. рублей. Преступный замысел был раскрыт, мужчина осужден на 8 месяцев условно.