Минувшей зимой довелось побывать в Испании. Барселона, Валенсия, Гранада, Севилья, Мадрид, Сарагоса, Барселона – экскурсионный тур на комфортабельном автобусе получился на редкость увлекательным. Как, впрочем, и столь же опасным.
По дороге в Сарагосу на Иберийский полуостров внезапно обрушилась непогода: метель, снежные заносы, поваленные под напором сильного ветра деревья, аварии через каждые двадцать-тридцать километров – зрелище не для слабонервных. Автобус еле тащился по скользкой дороге. К счастью, все обошлось. Однако одна беда не беда: до этого почти весь автобус переболел, как диагностировал один из экскурсантов, врач по профессии, кишечным гриппом со всеми его «прелестями» в виде рвоты, частого хождения в туалет, общей слабости и высокой температуры. И опять повезло. Никто из наших соотечественников не попал в больницу, вылечились припасенными лекарствами. Три дня мучений – и вновь перед проясненным взором встали великолепные виды Испании.
А если бы болезнь довела до испанской больничной койки и, не дай бог, у кого-либо не выдержало сердце? Если бы автобус опрокинулся на повороте или его занесло и он столкнулся с встречным транспортом?
С моста в пропасть
Из года в год с завидной регулярностью за границей гибнут российские туристы. Эти трагические случаи можно было бы считать неизбежным следствием любого путешествия в другие края с частыми переездами и перелетами, сменой режима питания и климата, активным отдыхом. В конце концов никто не застрахован от отравления, инфекционных заболеваний, сердечных приступов, землетрясений и ураганов, несчастных случаев. Но в последние годы кривая смертности среди российских туристов за рубежом неуклонно ползет в гору. Причем счет жертвам идет не на единицы, а на десятки. У всех на слуху гибель в Турции 14 россиян, следовавших на туристическом автобусе из Аланьи к термальным источникам Памуккале. Автобус сорвался с моста в реку. 26 туристов получили ранения.
В прошлом году Российский союз туриндустрии обнародовал данные, согласно которым Турция лидирует по количеству дорожных аварий, в которых пострадали российские туристы. С 2006 года по середину 2009-го в этой стране произошло 17 ДТП, в которых 7 россиян погибли и 89 были ранены. В Египте, второй по посещаемости стране среди россиян, произошло 15 аварий с участием наших туристов. В общей сложности погибли 5 россиян и 98 человек пострадали. Прошлым летом аналогичная трагедия случилась с автобусом в Израиле. 17 погибших.
По данным Российского союза туриндустрии, количество погибших туристов за летний сезон (май-август) прошлого года в разных странах составило 1331 человек, из них 117, или около 9 процентов, – россияне. И хотя большинство нашли свою смерть в путешествиях по родной стране, это обстоятельство не снижает накала проблемы безопасного отдыха наших соотечественников за рубежом. В той же Турции за прошлое лето насчитали восемь происшествий. Трое погибли и двадцать шесть человек пострадали. И лидирующие места по причинам гибели туристов занимают именно дорожно-транспортные происшествия.
Последняя автокатастрофа в Турции еще раз показала, что сумма страховки для российских туристов явно занижена. Так как многие пострадавшие попали в частные турецкие клиники, их администрация потребовала срочной оплаты медицинских услуг, когда представители МЧС вознамерились отправить людей на самолете на родину для последующего лечения. С большим трудом удалось уладить все формальности по страховке.
В ходе недавнего совещания в Роспотребнадзоре, где обсуждались вопросы обеспечения гарантий безопасности туристов, выезжающих на отдых за пределы России, его участники пришли к выводу, что необходимо вместе с Союзом страховщиков внести изменения в законодательство по обязательному медицинскому страхованию туристов. Причем суммы страховых выплат должны быть значительно выше стандартных 15 тысяч евро. Ведь при попадании человека в больницу, особенно в реанимацию, стоимость лечения, как правило, значительно превышает страховую сумму. Эксперты считают оптимальным размер страховки в 30 тысяч евро, которые вносятся в договор страхования в обязательном порядке.
ОСАГО для путешественника
Конечно, это приведет к удорожанию путевок, но иного выхода нет – жизнь дороже денег. Страховка сегодня не покрывает случаи, связанные с обострением хронических заболеваний, спортивными травмами, алкогольным опьянением. Не предусмотрены, как напоминает председатель правления Центра защиты и помощи гражданам за рубежом Роман Бобылев, какие-либо компенсационные выплаты за моральный ущерб. Нынешней страховой суммы хватает лишь на несложную операцию, но она недостаточна для лечения туриста в зарубежной больнице до полного выздоровления. Председатель клуба защиты прав туристов Дмитрий Давыденко приводит такие цифры: жизнь и здоровье россиянина за рубежом оценивается в 20 центов в сутки (в Германии – 5 евро). Причем застраховавшийся турист реально заплатил за полис один доллар в сутки. 80 процентов забирает себе турфирма.
Поэтому, говорят эксперты туристического рынка, необходимы соответствующие поправки в федеральный закон о страховании граждан России, выезжающих за рубеж. Не все туроператоры и страховые компании станут проявлять добрую волю, как это произошло после трагедии на турецкой дороге. В последнем случае туристическая компания, организатор тура, как сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, приняла решение компенсировать стоимость туров всем пострадавшим или семьям погибших в автокатастрофе в Турции. А страховая компания заявила, что готова оплатить трехдневное проживание в гостиницах для двух родственников каждого пострадавшего, их транспортировку в места проживания после выписки из стационара, а также компенсировать часть расходов по оплате медицинских материалов или лекарств.
Такой человечный подход предпринимателей к туристам, попавшим в беду, скорее исключение, чем норма. Как правило, страховые компании пытаются всеми правдами и неправдами избежать крупных выплат. Они нанимают армию высокопрофессиональных юристов, и чаще всего пострадавший в ДТП турист ограничивается минимальной помощью. В отличие от европейских путешественников, которые на свою страховую сумму могут даже зубы бесплатно лечить, большую часть суммы россиянин выложит из своего кармана. К тому же в экстренных случаях в ряде стран расходы на помощь своему гражданину за рубежом берет на себя государство, используя в этих целях специальные резервные фонды.
По мнению заместителя Председателя Государственной Думы Владимира Жириновского, страхование жизни и здоровья туристов, став обязательным, должно предусматривать полную защиту от любых несчастных случаев и болезней во время путешествия. «Туристу это будет стоить лишние 120–150 рублей, но, если возникают какие-то проблемы, страховая компания все будет выплачивать», – отметил он, выступая по телевидению в дискуссии по следам трагедии в Турции. Специалисты туристического бизнеса тоже считают, что введение обязательного страхования надо оформить законодательно. Первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович на недавней пресс-конференции призвал срочно внести поправки в российское законодательство о туристском ОСАГО. Такого же мнения придерживаются и в Ростуризме. По словам заместителя главы ведомства Евгения Писаревского, такой порядок снял бы многие проблемы с оплатой лечения наших граждан, попавших в беду за границей. Турист должен получить на руки не просто страховой полис, своеобразную «отмазку» при получении визы, а полноценный страховой пакет с широким списком оказываемых услуг, где предусмотрены все возможные риски – не только медицинские, но и юридические, транспортные и т.д.
Кто в ответе за туриста
Сколько лет говорят об открытии государственных представительств, которые в местах массового наплыва наших туристов на месте решали бы все вопросы, связанные с несчастными случаями, оказанием помощи пострадавшим, прочими чрезвычайными ситуациями. Но дальше разговоров дело не движется. Ранее было 16 таких представительств, но потом их упразднили. В прошлом году Государственная Дума приняла заявление «Об обеспечении безопасности российских туристов (экскурсантов)». «Трагические события 2008–2009 годов, повлекшие гибель российских туристов в Египте, Израиле, Вьетнаме и других государствах, показали недостаточную эффективность существующих механизмов обеспечения безопасности российских туристов, – говорилось в заявлении. – Поэтому особого внимания требует решение вопроса о внесении изменений в соответствующие межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма». В частности, предлагалось подписать соглашения о сотрудничестве между Федеральным агентством по туризму и МИД РФ по обмену информацией, создать за границей представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, а также усовершенствовать правовой механизм страхования. Что сделано? Вопрос скорее риторический.
Майская автокатастрофа в Турции вновь заставила поднять эту тему. Ростуризм заявил о готовности в ближайшее время открыть такие туристические дома на популярных направлениях, в первую очередь в Египте и Турции. Правительство до 10 июня должно было определить объем финансирования программы помощи россиянам, оставшимся за границей без средств к существованию, для внесения изменений в бюджет этого года. «Естественно, будучи за границей, наши люди должны чувствовать себя в безопасности, знать, что если потребуется, государство всегда придет на помощь, окажет правовую, консульскую и другую необходимую поддержку в форс-мажорной ситуации», – отметил премьер Владимир Путин. Как пояснил журналистам по окончании заседания Правительства министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко, государственная помощь будет выделяться гражданам в дополнение к страховке, которую они оформляют перед поездкой за рубеж.
Другое предложение, которое необходимо реализовать как можно быстрее в целях повышения безопасности туристов, – создать совместный «гарантийный фонд» туроператоров и страховщиков, куда отчислялся бы, допустим, один процент страховой премии. В экстренных ситуациях компенсация туристам производилась бы именно за счет этих выплат. Такой опыт существует в ряде стран.
Или: безусловно, красивая идея – вести мониторинг за передвижением автобусов с российскими туристами за рубежом, прежде всего в Египте и Турции. Об этом говорилось на недавнем Международном форуме по спутниковой навигации. Предлагалось туроператоров подключить к системе ЭРА-ГЛОНАСС, представляющей собой российский аналог системы оповещения об авариях на транспорте e-Call, уже несколько лет работающей в Европе. Но сомнительно, что наши туроператоры пойдут на такие расходы, острой конкуренции на российском туристическом рынке при всем многообразии компаний нет – зачем суетиться?
По мнению первого заместителя Комитета Совета Федерации по делам молодежи и туризму Юрия Смирнова, в действующем законодательстве в обеспечении безопасности нет ни одного примера прямого действия, не прописана ответственность сторон в случае невыполнения положения норм закона. Консульских служб за границей катастрофически не хватает. Попав в экстремальные ситуации за границей, люди практически не могут связаться с туроператором. Не прописаны меры ответственности и обязанности консульских служб, что требует немедленной поправки в законодательство. То есть четкий, отлаженный механизм оперативной помощи туристам, оказавшимся в сложной ситуации, отсутствует. Только последний случай позволил говорить о действенной помощи государства пострадавшим соотечественникам, когда МЧС быстро вывезло раненых в Москву. Пожалуй, впервые в полную силу заработала статья 16 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ», в которой говорится, что в случае ЧП государство принимает меры по защите прав туристов за пределами России, в том числе их эвакуацию.
Законодательная база есть. Но она давно требует перемен. На этой неделе думская фракция ЛДПР внесла проект заявления о мерах по обеспечению безопасности российских туристов, в котором даже предлагается создать «черный» список государств в соответствии со степенью опасности. Как считают в Ростуризме, надо ввести обязательное страхование, определить минимальный набор рисков и страховых услуг, предусмотреть порядок финансирования консульских служб, открыть в странах массового посещения российских туристов государственные представительства – словом, задачи ясны. Но, учитывая грустный опыт реализации многих законодательных задумок на эту тему, нет уверенности, что вновь весь пар не уйдет в свисток.
Сколько будем тянуть? До следующего автобуса на тот свет?
Точка зрения
Хождение по визам Николай Дробышевский Рухнул соцлагерь, развалился СССР, закончилась холодная война. На фоне бывшего силового противостояния даже современный американский «Пэтриот» в польском Моронге в 80 километрах от Калининградской области выглядит милым пустячком. Давно мы со странами «загнивающего капитализма» не враги. Кое с кем даже дружим. Во всем мире только и разговоров, как о глобальной интеграции. Обдуваемому ветрами перемен россиянину тоже как-то хочется слиться в едином порыве с Европой, пообщаться с тамошними жителями, побродить по местным достопримечательностям, пивка попить. Но, как говорил один гайдаевский киноперсонаж, есть желание, но нет возможности. Вернее, возможность есть, но очень ограниченная.
А уж как все надеялись: соберутся лидеры России и Евросоюза в Ростове на ежегодной встрече, поговорят, обсудят, поедят донской ухи и ударят по рукам – визам нет! Такого-то числа, такого-то месяца и года они исчезнут. Наш Президент, кстати, был готов «хоть завтра» визы отменить. Но к этому шагу оказались не готовы ни глава ЕС, ни руководитель Еврокомиссии. Если раньше главным препятствием на пути к свободному пересечению границ было соглашение о реадмиссии граждан третьих стран, то теперь, по инициативе некоторых государств, добавились новые. Биометрические паспорта, одновременная отмена виз с Украиной, Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией и Молдавией, упрощение выдачи иностранцам разрешений на работу, отказ от практики их регистрации. Руководители ЕС охотно учат правам человека, свободе слова, но ничего путного сказать не могут на тему свободы передвижения. Так что польский жолнеж-пограничник по-прежнему будет зорко стоять на охране рубежей Евросоюза.
Вот и приходится законопослушному россиянину ходить по визам. За туриста хоть турфирма подсуетится, а кто порадеет за туриста неорганизованного, частного визитера, путешественника-индивидуала? Посольства стран Евросоюза увернулись от работы, создав так называемые визовые центры. Эти посредники исправно собирают с людей дань. Плюс множество каких-то непонятных присосавшихся фирм. Диапазон цен – от 220 евро за краткосрочную визу на 30 дней до 950 за среднесрочную на один год. Все видят этот визовый рэкет и помалкивают. А договаривались ведь по 35 евро. Во многих посольствах с наступлением туристического сезона запись в консульские службы производится только на июль–август.
Может, страны ЕС, сопротивляющиеся идее «континента без виз», хотят обезопасить себя от российских мигрантов, которые, как скифы, заполонят всю Европу? Но не рвутся россияне обживать европейские просторы, где давно толпами бродят представители других народов, преимущественно «с раскосыми и жадными очами». Может, хотят подзаработать? Так, плата за визы ни в какое сравнение не идет с доходами от наплыва туристов. К примеру, россияне приносят экономике страны Суоми, как подсчитали сами финны, 500 миллионов евро в год. Не могут уговорить государства, которые против отмены виз с Россией, потому что это – Россия? Так заключайте договоры на двусторонней основе, если не можете между собой договориться.
Да и нам стоило бы поскорее отменить регистрацию жителей стран ЕС в России, ведь очевидно, что заставлять иностранцев в переездах по стране в каждом городе регистрироваться в течение трех дней – явный анахронизм. Не меньше европейцев разводим бюрократию при получении виз – жалобы сыплются со всех сторон. Словом, нужно договариваться, принимать более решительные меры воздействия на брюссельских чиновников, самим снять нелепые ограничения для граждан ЕС, намеревающихся пожить и поработать в России. Но главное, деньги, которые мы отдаем за визы, можно было бы пустить на страховой полис, сумма которого покрывала бы не нынешние жалкие 10–15 тысяч евро, а 200–300 тысяч, как это сделано в ряде западных стран. Если бы не визы, не высокая плата за них, россияне вряд ли экономили бы на страховках, как это происходит при покупке путевок. Тогда, может быть, и отдых российских туристов за рубежом был бы более безопасным.
Так что же важнее: какой-то талон, вклеенный в паспорт по решению политиков, или страховой полис, который может спасти человеку жизнь?
Хроника автокатастроф
2008 год
27 февраля попал в аварию автобус, перевозивший 40 российских туристов из Паттайи в Бангкок (Таиланд). Погибли две российские гражданки, еще одна россиянка доставлена в больницу в тяжелом состоянии.
1 мая в результате аварии экскурсионного автобуса в Египте погибли девять человек, еще 30 были ранены. Среди погибших шесть человек были гражданами России.
22 августа автобус с 22 российскими туристами перевернулся и упал в кювет на трассе недалеко от города Муданьцзян в провинции Хэйлунцзян (Китай). Двое россиян погибли на месте.
13 сентября в 60 километрах от турецкой Антальи перевернулся автобус, следовавший из Памуккале. В нем находились 36 российских туристов. Пострадали 32 человека.
15 сентября туристический автобус, в котором находились 42 человека, столкнулся в районе Рас-Судр на побережье Красного моря (Египет) с грузовиком, выехавшим на встречную полосу. Четверо россиян погибли.
16 декабря автобус, перевозивший туристическую группу, рухнул в пропасть недалеко от курортного города Эйлата на юге Израиля. Погибли 24 туриста из Санкт-Петербурга.
22 декабря на дороге близ курорта Дахаб опрокинулся туристический автобус, в котором находились 26 человек, из них 22 – туристы из России. Семеро россиян в результате ДТП погибли.
2009 год
13 марта в южной вьетнамской провинции Биньтхуан произошла катастрофа автобуса, сорвавшегося в глубокий овраг. Из 24 российских туристов 9 человек погибли, еще 14 были госпитализированы.
11 июня две россиянки пострадали в результате ДТП в турецкой Анталье. Столкновение двух автобусов произошло по вине одного из водителей, проехавшего перекресток на красный сигнал светофора.
6 июля в Крыму автомобиль с отдыхающими из России врезался в дерево. Одна из пассажирок погибла, еще четыре человека получили травмы.
19 июля автобус с российскими туристами перевернулся из-за лопнувшего колеса в турецкой Анталье. Пострадали 12 человек, восемь из них были госпитализированы, погибших не было.
21 августа 11 россиян пострадали в ДТП в Анталье (Турция) в результате столкновения туристического микроавтобуса с другим автомобилем.
2010 год
30 января около 20 иностранных туристов, включая россиян, и 35 египтян пострадали сразу в четырех авариях с участием автобусов в провинции Южный Синай, где находится египетский курорт Шарм-эш-Шейх. Травмы получили двое россиян.
11 февраля на западной магистрали А1 в Австрии попал в аварию микроавтобус с семью россиянами. Машина врезалась в бетонное заграждение. Травмы получили водитель и все пассажиры.
23 февраля автобус с туристами, в том числе российскими, перевернулся в районе города Ришикеш на севере Индии. Шестеро граждан России пострадали, одна девушка получила тяжелые травмы.
25 мая в турецкой провинции Аксу разбился экскурсионный автобус с 39 российскими туристами. Машина, направлявшаяся из Аланьи в Памуккале, пробила заграждения моста через реку Аксу и упала с 15-метровой высоты. Погибли 16 человек, в том числе 14 туристов из России.