распечататьвернуться к просмотру
при печати этот блок будет скрыт
ОСАГО никак не выпрямляется

06.08.2009

О нем пока не знают

Почему же прямое урегулирование убытков не пользуется популярностью? Замруководителя департамента автострахования Росгосстраха Павел Бородин считает, что автолюбители пока еще не «распробовали» новую схему, привыкнув за пять лет к традиционной системе общения с автостраховщиками, а многие о прямом возмещении даже не знают.

Не лучше обстоят дела и у страховщиков, которым не всегда удается найти взаимопонимание друг с другом. Например, один из камней преткновения – определение суммы ущерба. Компания потерпевшего, выставляя требование компании виновника, обычно рассчитывает сумму ущерба исходя из сложившихся на рынке средних коэффициентов. Ее контрагенту, как правило, такой подход невыгоден, поскольку он настроен минимизировать сумму выплат, но лишен возможности управлять ситуацией. Поэтому отказы акцептовать заявку под разными предлогами (чаще по формальным причинам) нередки: за пять месяцев компании виновников ДТП утвердили только 77% от общего количества заявок.

Первых серьезных результатов прямого урегулирования стоит ждать не раньше, чем через год, считает замгендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. За это время она должна коренным образом изменить лицо рынка и отношение страхователя к выбору компании. Ведь такую услугу, как прямое урегулирование, могут не просто предложить, а реально предоставить только крупные, устойчивые компании: они могут быстро возмещать ущерб по ДТП своему клиенту, а уже потом – «вытаскивать» деньги из компании-контрагента. А крупных страховщиков не так уж и много – 50% рынка ОСАГО (по объему премий) приходится на долю всего пяти компаний из 155, работающих в этом сегменте.

Крокодиловы слезы

Несмотря на то что практически все страховые компании (даже крупные) жалуются на низкую или даже отрицательную рентабельность ОСАГО, цифры говорят об обратном: большая часть страховщиков из года в год собирает премий практически в два раза больше, чем выплачивает компенсаций по страховым случаям. Например, Росгосстрах и «Ингосстрах» в первом полугодии 2009 года выплатили по страховым случаям 54% от собранных премий, а «РЕСО-Гарантия» – 48%. Примерно такое соотношение – у большей части из первой сотни компаний, работающих по «автогражданке». Эти цифры мало изменились за последние четыре года. Даже если учесть, что около четверти от объема собранных премий компании тратят на отчисления в страховые фонды и операционную деятельность (согласно закону об ОСАГО, 23% от суммы страховых взносов страховщикам дается на расходы на ведение дел), этот вид страхования приносит абсолютному большинству компаний на этом рынке около 10 – 20% чистой прибыли.

Так что запас прочности у компаний есть, и он мало изменился, даже несмотря на то, что выплаты растут в два раза быстрее, чем премии – в последние два года за счет повышения норм компенсации вреда здоровью и жизни. Страховщики выходят из положения, увеличивая стоимость полиса, в основном за счет расширения покрытия ответственности. При снижении в первом полугодии количества полисов на 4,2% к аналогичному периоду прошлого года – из-за снижения продаж автомобилей – объемы совокупной премии выросли на 3,7%.

Так что «крупняк» очень хотел бы удалить с рынка мелких конкурентов: рынок весьма привлекателен, каких бы крокодиловых слез ни лили страховщики по его поводу.

Мелкие уйдут

В куда менее выигрышном положении оказались те мелкие и средние компании, которые агрессивно, вопреки здравому смыслу, завоевывали рынок, выплачивая агентам комиссионные, достигавшие порой 50% от стоимости полиса. Ставка делалась на постоянный приток новых клиентов, но итогом стал кассовый разрыв, когда пришло время платить возмещение, а количество новых клиентов, которые могли бы помочь с деньгами, упало в разы. У некоторых выплаты в первом полугодии превысили объем собранных премий в 15–16 раз, а многие просто ушли с рынка «по-английски», переложив свою обязанность расплачиваться с клиентами на РСА. В минусе оказался и ряд региональных компаний, ориентировавшихся на ОСАГО, особенно в тех регионах, которые у страховщиков считаются «критичными» по аварийности. Географическая диверсификация бизнеса ОСАГО как раз и является основным преимуществом крупных федеральных компаний, которые могут позволить себе перекрывать убытки в проблемных регионах за счет доходов в благополучных, не снижая при этом норму прибыли.

Минфин уже основательно готовится к грядущей консолидации страхового рынка, пытаясь формализовать этот процесс: на днях ведомство обнародовало несколько проектов документов, которые призваны обеспечить сохранность активов страховщиков путем создания системы внутреннего контроля и описывают, как должен передаваться страховой портфель обанкротившихся и лишенных лицензии компаний. Документы должны вступить в силу с Нового года. Но кризис на рынке автострахования ожидается уже осенью, и у рынка пока нет четкого понимания, что станется с портфелями компаний, которые уйдут с рынка в оставшиеся до конца года месяцы и как будет организована процедура передачи их портфелей. РСА же может только расплатиться с клиентами банкротов из общего гарантийного фонда, да и то при условии, что компании не ушли с рынка по-тихому, а представили необходимые сведения о своей клиентской базе. А средства этого фонда тратятся просто с космической скоростью – только за первый квартал этого года было выплачено 1,5 млрд рублей, в три раза больше, чем за предыдущие почти три года. Осталось порядка 8 млрд, и при ухудшении ситуации на рынке этих средств хватит ненадолго.

Источник: allinsurance.ru

 
Подбор надежной страховой компании
*
*




*



* - Поля, обязательные для заполнения

 

Звоните нам. 

(925)740-07-70

Без выходных 

 
По всем вопросам обращайтесь: Телефоны: +7 499 946-5337
e-mail: info@s4i.ru
создание сайта: Aplex, 2008